Организация криминалистического обеспечения установления личности неопознанных трупов в ивановско

Опубликовано: 25.08.2008 - 08:02

Организация криминалистического обеспечения установления личности неопознанных трупов
в Ивановской области.

Ерофеев С.В., Басаргин Ю.Е.
г. Иваново

В течение последних трех лет в Российской Федерации продолжается рост умышленных убийств и других преступлений, инсценированных под безвестное исчезновение граждан. Ежегодно по стране устанавливается личность лишь 20-25% неопознанных трупов (Савушкин А.В., Коровянский О.П., 1996). По данным ЭКУ МВД, осмотр места обнаружения неопознанного трупа с участием эксперта-криминалиста производится в 17% случаев, судебно-медицинского эксперта - в 33%, с участием следователя прокуратуры - лишь в 50% случаев; около четверти подобных трупов вообще не осматривается на месте происшествия.
За последние 3 года в Ивановской области ежегодно обнаруживается в среднем 220-240 трупов неустановленных лиц. При этом состояние работы по установлению личности, как и в других регионах, не удовлетворяло правоохранительные органы. Анализ этой работы показал, что причиной неудовлетворительного состояния является неквалифицированный сбор и использование идентификационной информации медико-криминалистического характера. Вызывала также настороженность, сложившаяся практика самого процесса опознания трупов неустановленных лиц:
1)проведение опознания только оперативным работником без участия столь необходимого в таких случаях специалиста;
2)отсутствие порядка и методики процесса опознания родственниками;
3)предъявление трупа и одежды родственникам без проведения предварительной беседы с целью выяснения у них идентификационных признаков.
Эти изъяны в процессе опознания грозили ошибочным установлением личности, в том числе - лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений; они также не могли быть устранены без участия в опознании специалиста.
Исходя из назревшей необходимости и на основании приказа МВД России “Об организации медико-криминалистического обеспечения установления личности неопознанных трупов” с декабря 1994 г. в ЭКУ УВД области введена должность медика-криминалиста.
Основными задачами эксперта-медика ЭКУ УВД определены:
1) участие в проведении осмотров неопознанных трупов на месте обнаружения и в секционных с целью выявления, сбора и фиксации идентификационных признаков;
2) проведение сигналетической фото- и видеосъемки, дактилоскопирование, антропометрия, установление особенностей стоматологического статуса;
3) обеспечение следователей и оперативных работников объективной медико-криминалистической информацией;
4) подготовка костных препаратов для последующего совместного с судебно-медицинской службой производства экспертиз и исследований по идентификации личности.
По согласованию между экспертными службами УВД и Управления здравоохранения наиболее целесообразным было признано укомплектовать должность эксперта-медика одним из экспертов танатологического отдела Бюро судебно-медицинской экспертизы, а основное рабочее место для него организовать в танатологическом отделе Бюро. Опыт последующей работы подтвердил правильность этого решения, так как новому сотруднику ЭКУ не потребовался период для адаптации, объекты работы и коллектив для него не были новыми. За время совместной работы Бюро СМЭ и ЭКУ УВД существенно сократились сроки установления личности трупов, упорядочены процессуальные вопросы проведения опознания, уменьшились психоэмоциональные нагрузки у опознающих лиц. В настоящее время исключено обращение граждан, разыскивающих пропавших, в различные территориальные отделения милиции, что создает реальную основу для организации Бюро несчастных случаев. Об эффективности проведенной работы свиде-тельствует то, что в 1995 году идентифицировано 192 неопознанных трупа (87%), а в 1996 году - 183 трупа (92%).
В процессе работы эксперта с высшим медицинским образованием в ЭКУ, но на базе Бюро СМЭ при двустороннем методическом руководстве выявился ряд других преимуществ. В ин-тересах обеих экспертных служб Бюро СМЭ обеспечивает эксперту ЭКУ тесный контакт не только с экспертами-танатологами, но и отделения медицинской криминалистики. УВД области, со своей стороны, обеспечивает оборудование для ведения компьютерной базы данных по неопознанным трупам на базе Бюро СМЭ с возможностью обмена этой информацией с соседними областями в перспективе. В Бюро СМЭ ведутся занятия с сотрудниками уголовного розыска и стажировка экспертов ЭКУ по освоению навыков дактилоскопирования трупов, в том числе, с поздними трупными изменениями. Ввиду роста и усложнения работы по опознанию трупов ЭКУ УВД и Бюро СМЭ планируют расширение штата экспертов-медиков на прежней основе.
Таким образом, опыт двухлетней совместной работы УВД и Бюро СМЭ в области по организации идентификации личности неустановленных лиц убеждает:
- в целесообразности подбора кадров на должность эксперта-медика из числа экспертов-танатологов Бюро СМЭ;
- в эффективности организации рабочего места эксперта ЭКУ на базе танатологического отдела Бюро СМЭ при условии технического и приборного обеспечения силами УВД;
- в эффективности двустороннего методического обеспечения эксперта-медика как со стороны ЭКУ УВД, так и Бюро СМЭ области.