и медико-криминалистических отделений бюро СМЭ
Ерофеев С.В., Возохин А.В.
г. Иваново
Сложившаяся в настоящее время криминогенная обстановка требует повышенного внимания к вопросам идентификации личности неопознанных трупов. Ее ухудшение существенно увеличивает нагрузку на экспертов и требует неотложных методических, а главное - организационных мер по изменению сложившегося неудовлетворительного положения с идентификацией трупов.
Существующая нормативная база, регламентирующая работу правоохранительных органов и Бюро СМЭ при установлении личности, во многом противоречива. Поэтому основные сложности обусловлены недостатками в организации взаимодействия служб. Острая необходимость совершенствования взаимодействия продиктована также возможностью наступления гражданской имущественной ответственности Бюро СМЭ или правоохранительных органов за причинение морального ущерба родственникам умерших. Вышедшие в последние время приказы МВД РФ N 349 от 21.07.93 г. и инструкция к приказу N 320 от 18.05.95 г. хотя и регламентирует создание медико-криминалистического обеспечения для установления личности трупов, но не определяет конкретно ни базу для их работы, ни кадровое обеспечение, ни первичную подготовку кадров, ни нагрузку экспертов. (Паждин Ю.Н., 1996). Неопределенность по этим позициям обрекает территории на самостоятельное решение вопросов о взаимодействии экспертных служб МВД и МЗ по идентификации трупов.
Опыт этой совместной работы многообразен: от вариантов с выполнением основного объема в Бюро СМЭ с централизованным накоплением информации, регистрацией неопознанных трупов (Ардашкин А.П., Юдина Н.Г., 1996) до организации “специальных медико-криминалистических подразделений УВД, обеспеченных отдельными помещениями... для работы с трупными материалом”, как это предложено приказом N 349 МВД РФ от 21.07.93 г.
Организация медико-криминалистического подразделения ЭКУ УВД по идентификации личности в нашей области централизована и планомерно распределена между УВД и судебно-медицинской службой. Наиболее целесообразным для обеих сторон признано укомплектование должности медика-криминалиста экспертом, подготовленным в Бюро СМЭ, организовать его рабочее место в танатологическом отделе и обеспечить наиболее тесный контакт по идентификационным экспертизам с медико-криминалистическим отделением Бюро.
Опыт двухлетней совместной работы медика-криминалиста и МКО Бюро СМЭ убеждает в улучшении характеристик и организации экспертиз по идентификации трупов на всех этапах, начиная с осмотра места происшествия. В нашей области, как и в других регионах, видеосъемка места обнаружения и дальнейшая работа с видеоматериалами является прерогативой эксперта-криминалиста. При обнаружении неопознанных трупов сейчас она может быть компетентно осуществлена медиком-криминалистом, а видеоматериал без промедления проанализирован с экспертами МКО БСМЭ с учетом влияния на признаки внешности поздних трупных изменений, причины смерти.
Постоянное присутствие эксперта-медика ЭКУ позволяет своевременно и полноценно собрать и передать по розыскным каналам словесный портрет неизвестного, а позднее - дактокарту и фотографии. Вполне оправдано, на наш взгляд, и ведение регистрации и учета неопознанных трупов в специальном журнале, который не предусмотрен среди обязательной документации Бюро СМЭ.
При существующем взаимодействии эксперты МКО БСМЭ освобождены от ряда несвойственных им функций, которые раньше выполняли либо добровольно, либо на основе договоров с УВД: дактилоскопии, подготовки и обработки костных препаратов, сигналетической фотографии, составления словесного портрета. Экспертом-медиком выполняется и обработка мацерированной и гнилостно измененной кожи кистей для дактилоскопии. При этом работа на единой базе и ежедневный контакт обеспечивает ведение этих видов работы не менее квалифицированно, чем ранее, и при постоянной методической поддержке и контроле заведующего МКО.
Эффективность избранной организации совместной с ЭКУ работы проявляется и в увеличении числа комплексных экспертиз по идентификации личности, проведение которых сейчас не сдерживается территориальной разобщенностью экспертов. Число экспертиз идентификации личности в МКО ОБСМЭ в 1996 г. возросло по сравнению с 1995 г. почти в 4 раза. При этом выполнено 8 экспертиз фотосовмещения, что связано не только с увеличением количества неопознанных трупов, но и признанием судебно-следственными органами высокой степени доказательности таких экспертных заключений.
Совместная работа медико-криминалистических подразделений ЭКУ и БСМЭ позволяет преодолеть методическую разобщенность служб, так как предполагает использование методик, рекомендованных МЗ РФ и ЭКЦ МВД РФ. Базовыми из них являются “Диагностика пола и длины тела по фрагментированным костным останкам”, “Комбинированный графический метод восстановления лица по черепу”. Наиболее надежные и апробированные методики идентификации личности используются в виде прикладных компьютерных программ: “TVID”, “TVIS”, “TADD”, “COMPOSIT”, “Остеология” и др.
Обоюдные преимущества для экспертных служб УВД и здравоохранения мы видим в совместном и целевом использовании криминалистической техники и оборудования Бюро. В частности, ближайшей перспективой является создание в Бюро СМЭ архива по неопознанным трупам на базе компьютерного комплекса с подключением его к существующей локальной сети, что, по нашему мнению, даст возможность ускорить процесс опознания и повысить его качество.