Об условиях образования посмертных повреждений черепа при промерзании трупа человека

Опубликовано: 19.08.2008 - 12:05

Об условиях образования посмертных повреждений черепа при промерзании трупа человека
В.И. Лысый


Литературные данные об условиях образования посмертных повреждений костей черепа при промерзании трупов малочисленны и разноречивы.
Г. Штрассман (1931), считает, что такие повреждения возникают вследствие высыхания замороженных тканей, т. е. от уменьшения их прочности при промерзании. В. П. Десятое (1958) соглашается с мнением Г. Штрассмана и в то же время указывает, что на факт образования повреждения костей черепа может влиять также длительность нахождения трупа на морозе и степень облитерации черепных швов. А. К. Кречкина и И. М. Айзенштейн (1961) пишут, что возникновение, повреждений связано с особенностями их кровоснабжения. В. П. Григорьев (1967) отмечает, что одним из факторов, влияющих на появление повреждений костей черепа при замерзании трупов, является молодой возраст людей и топкие черепные кости.
Несомненно, что, кроме низкой температуры, на образование повреждений костей черепа при промерзании должны влиять и другие факторы, которые в совокупности с действием холода способствуют возникновению этих повреждений. В противном случае повреждения костей черепа при промерзании возникали бы всегда, а не только в отдельных случаях, что констатируется судебно-медицинской практикой.
Учитывая отсутствие единого мнения по исследуемому вопросу, мы поставили перед собой задачу выявить условия, при которых происходят повреждения костей черепа в случаях промерзания трупов. С этой целью использовались как практические наблюдения полностью промерзших трупов (40), так и экспериментальные исследования (39). Эксперименты проводились на трупах животных — собак — (19); неповрежденных, сухих архивных черепах людей без мягких тканей (10) и трупах лиц, умерших от разных причин (10).
В опытах первой серии от трупов собак отделялись головы на уровне 4—6 шейных позвонков, укладывались на землю, асфальт, деревянный настил, снег и замораживались в естественных условиях при температуре окружающего воздуха от 0° до —40°. Время воздействия холода —от 4 до 60 суток. Появление повреждений при этом не выявлено, по во всех опытах этой серии было отмечено, что из пересеченного позвоночного канала, через большое затылочное отверстие выдавливается в виде стержня — головной мозг (как «паста из тюбика»), а из перерезанных сосудов шеи выступает кровь, которая в виде «грозди» намерзает в области сосудистого пучка. В опытах второй серии использовались неповрежденные, сухие, архивные черепа без мягких тканей от трупов людей в возрасте 25—60 лет. Перед замораживанием 4 черепа заливались водопроводной водой, 2 — трупной кровью, 4 — веществом головного мозга с небольшим количеством трупной крови. Черепа помещались в естественные условия при температуре окружающего воздуха от 0°до —35° на время от 2 дней до 3 недель. Повреждения черепа наблюдались лишь при закрытии большого затылочного отверстия, что достигалось как механическим путем, так и неодновременным промораживанием основания черепа с остальной частью его. Повреждения черепа характеризовались как расхождением швов, так и переломами костей вне локализации швов. Если большое затылочное отверстие закрыто не было, то после 'начала замораживания содержимое полости черепа частично выдавливалось через него, и повреждений костей мы не отмечали.
В экспериментах третьей серии использовались 10 трупов лиц обоего пола в возрасте от 18 до 55 лет, причиной смерти которых было: в 3 случаях — механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при повешении; в 3 — острое отравление этиловым алкоголем; в 3 — заболевание (общий атеросклероз, осложнившийся острой сердечно-сосудистой недостаточностью); в 1 случае смерть наступила от общего переохлаждения организма. Повреждения костей черепа до замораживания полностью исключились, как катамнестически, так и контрольной рентгенографией головы в двух стандартных проекциях — прямой и боковой.
Трупы замораживались в естественных условиях при температуре окружающего воздуха от 0° до - 44°. Время воздействия холода колебалось от 2 суток до 2 месяцев. Для выявления повреждений костей черепа в динамике во время экспозиции холодом производилось повторное рентгенографическое исследование головы. В процессе опытов мы пытались установить влияние неодновременности промерзания головы и шеи I трупа на образование повреждений костей черепа при действии минусовых температур.
С этой целью из 10 трупов 2 (причины смерти — механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при повешении и острая алкогольная интоксикация) замораживались без одежды и промерзание всех частей трупа производилось одновременно. Как рентгенологически во время экспозиции холодом, так и при исследовании после оттаивания повреждений костей черепа от действия минусовых температур при этом обнаружено не было.
На трех других трупах (причины смерти — общий атеросклероз, механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при повешении, острая алкогольная интоксикация) при замораживании была следующая одежда: на голове — меховая шапка-ушанка с опущенными и завязанными клапанами у подбородка; на теле — пальто зимиее, костюм, нижнее белье, обувь. Лицо и шея трупов одеждой не были прикрыты. Как рентгенологически, во время экспозиции холодом, так и при исследовании после оттаивания на черепах всех трех трупов обнаружены повреждения в виде расхождения швов и переломов костей вне локализации швов.
На трех следующих трупах (причины смерти — общий атеросклероз, осложнившийся острой сердечно-сосудистой недостаточностью, механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при повешении, острая алкогольная интоксикация) — при замораживании была одета только шапка-ушанка с опущенными и завязанными у подбородка клапанами. Возникли повреждения костей черепа, сходные с таковыми на двух предыдущих трупах.
Два последующих трупа (причина смерти — острая алкогольная интоксикация и общее переохлаждение организма) — замораживались без одежды, но при этом создавались условия для первичного промерзания органов шеи путем подачи на область ее потока холодного воздуха от вентилятора. Скорость движения потока от 5 до 10 метров в секунду. Замораживание области шеи таким путем производилось на фоне отрицательной температуры окружающего воздуха. После оттаивания трупов были обнаружены повреждения костей черепа, сходные с таковыми во второй и третьей подгруппах опытов.
Таким образом, наши экспериментальные данные указывают па образование повреждений костей черепа при действии минусовых температур в случаях одновременного промерзания головы и шеи трупа. Повреждения костей черепа возникали тогда, когда первыми промерзали органы и ткани шеи. По-видимому, они при этом играют роль «естественной заслонки», которая создает условия для нарастания внутричерепного давления вследствие увеличивающегося в объеме содержимого полости черепа. Если вначале промерзает голова трупа, то давление, создаваемое промерзающим содержимым полости черепа, уравновешивается за счет частичного выдавливания его через большое затылочное отверстие и непромерзшие сосуды шеи.
Подтверждением полученных экспериментальных данных могут служить наши практические наблюдения. Из 40 случаев полного промерзания трупов, повреждения костей черепа от действия отрицательных температур мы встречали в 8. При этом на головах всех 8 трупов во время нахождения их на морозе были шапки или предметы, их заменяющие. В остальных 32 случаях трупы оказались вообще без одежды или отсутствовали головные уборы, или они имелись, но шея трупов была плотно укутана шарфами, платками и др. Мы отметили также, что большинство лиц, иа трупах которых обнаружены посмертные повреждения.костей черепа, были пониженного литания с довольно тонкой шеей.
Очень наглядно, на наш взгляд, вышеизложенные положения подтверждаются двумя случаями из практики.
1. 16 февраля 1974 года гр. Д., 24 лет, после распития большого -количества спиртных напитков ушел из дома, и 11 марта, т. е. почти через месяц, труп его, полузасыпанный снегом, был обнаружен в канаве за городом. На трупе было одето зимнее пальто, костюм, нижнее белье, обувь, головной убор отсутствовал. Воротник пальто закрывал шею. Температура окружающего воздуха за время пребывания трупа на морозе колебалась от —3° до —37°. По следственным данным, труп находился на морозе 24 дня. При исследовании трупа отмечено атлетическое телосложение, шея толстая. Кроме мелких ссадин кистей рук, прижизненных повреждений на теле трупа не было. Причина смерти—общее переохлаждение организма. Посмертных повреждений костей черепа от действия низкой температуры не обнаружено.
2. 2 марта 1974 года гр. Б., 20 лет, ушел на лыжную прогулку в лес и не вернулся. Через 8 дней, 10 марта, труп его был обнаружен в лесу, висящим на дереве в петле. Температура окружающего воздуха во время пребывания трупа на морозе колебалась от —3° до —36°. На трупе одето: шапка-ушанка с опущенными и завязанными у подбородка клапанами, бушлат, гимнастерка, брюки, нижнее белье, сапоги. При исследовании трупа отмечено астеническое телосложение, пониженное питание, шея тонкая. Причина смерти—механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при повешении. На костях черепа обнаружены два посмертных симметрично расположенных перелома костей в теменных и лобных областях, возникших от действия низкой температуры.
Из приведенных наблюдений видно, что при почти равных погодных условиях, совпадения умерших по полу и возрасту, повреждения костей черепа возникли лишь в случае, когда создались условия для первичного промерзания шеи, т. е. там, где на трупе имелся головной убор и были отмечены конституциональные особенности — астеническое сложение, пониженное питание.
Таким образом, наши экспериментальные и практические наблюдения показали, что важным условием образования по смертных повреждений черепа при полном промерзании трупа человека является неодновременность промерзания головы и шеи: повреждения возникают в случаях, когда вначале промерзает шея. Способствующими факторами являются наличие головного убора или предметов, его заменяющих, конституциональные особенности умершего (астеническое телосложение, а также пониженное питание).