Е.Х. Баринов, С.В. Мальцев, С.П. Фадеев.
г. Москва.
Среди механических повреждений черепно-мозговая травма занимает ведущее место. Она характеризуется большим разнообразием клинико-морфологических проявлений, сложностью диагностики и высокими показателями смертности, а неуклонный рост черепно-мозговой травмы и тяжесть последней придают этой проблеме важное медицинское и большое социальное значение (Г.А. Пашинян с соавторами,1994).
Черепно-мозговая травма является одним из важнейших аспектов исследования в судебной медицине, что обусловлено большой частотой, трудностями диагностики и тяжестью ее течения, нередко с летальным исходом. Она оказывает генерализованное воздействие на организм, вызывая общую адаптационную реакцию, проявляющуюся в комплексе патофизиологических, биохимических и морфофункциональных изменений не только в зоне непосредственного механического повреждения, но и в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других системах (К.И. Хижнякова, 1983).
Недостаточная изученность данных изменений при черепно-мозговой травме создает большие трудности при проведении судебно-медицинской экспертизы, разрешающей вопросы о механизме, прижизненности и давности причинения данной травмы. Для решения данных вопросов ценным является изучение морфологических изменений как в зоне непосредственного механического воздействия, так и в отдалении от него, во внутренних органах, в различные сроки посттравматического периода, во всех возрастных группах.
Использование знаний о состоянии путей микроциркуляции так же может способствовать решению проблемы о прижизненности и давности возникновения черепно-мозговой травмы, ибо из основных условий существования живого организма является бесперебойное функционирование системы циркуляции жидкости.
Нами проведено исследование морфологических изменений микроциркуляторного русла капсулы вилочковой железы у детей, погибших от черепно-мозговой травмы, для решения вопроса о возможности использования морфологических и морфометрических показателей всех звеньев для диагностики прижизненности травмы. Выбор объектов не случаен. Из всех органов вилочковая железа является центральным органом иммунной системы и эндокринным органом, выделяется чрезмерной лабильностью своей морфологической структуры.
При изучении динамики морфологических изменений в микрососудистом русле капсулы вилочковой железы в качестве исходных данных служили случаи быстрой "мгновенной" смерти после черепно-мозговой травмы, при которой еще морфологические изменения не проявляются.
В качестве методов изучения микроциркуляторного русла капсулы вилочковой железы применялись безинъекционные методики: импрегнация азотнокислым серебром по В.В. Куприянову (1965), окраска суданом черным-В, выявление микрососудов посредством ШИК-реакции (Н.Е. Ярыгин, С.В. Панченко, 1980 г).
Были исследованы капсулы вилочковой железы, полученные от 35 трупов детей обоего пола в возрасте от 5 до 15 лет, погибших от черепно-мозговой травмы.
В ходе исследования было установлено, что капсула вилочковой железы имеет хорошо развитую кровеносную систему. При продолжительности жизни потерпевшего до 1 часа, прошедшего с момента травмы, выявлялся неравномерный спазм артериального звена микроциркуляторного русла капсулы. Одновременно наблюдалось расширение венозного отдела, несмотря на то, что в капсуле вилочковой железы и в норме диаметр артериол значительно ниже диаметра вены. Крупный диаметр венул способствует большому оттоку венозной крови от органа.
Уменьшение диаметра микрососудов особенно хорошо прослеживается на артериолах и прекапиллярах, где отмечено сужение диаметра до 20-25% относительно нормы. Это можно объяснить наличием в стенках артериол и прекапилляров гладких мышечных клеток, которые обладают способностью реагировать на вазоактивные вещества, выделяемые в случае стрессовой реакции, которой является любая механическая травма. Данная реакция артериол и прекапилляров характерна для всех отделов капсулы вилочковой железы.
Кроме расширения венозного звена микроциркуляторного русла капсулы вилочковой железы, отмечалось переполнение его форменными элементами, выявлялись явления очагового стаза. Изменения посткапилляров были незначительны и рассматривались как компенсаторные.
При смерти потерпевших в промежуток времени, исчисляемым несколькими секундами, минутами, описанных выше изменений отмечено не было. Диаметр всех звеньев микроциркуляторного русла капсулы вилочковой железы оставался в пределах возрастной нормы, выявлялось полнокровие сосудов.
В течение 24 часов, прошедших с момента травмы, описанная выше картина оставалась практически неизменной.
Таким образом, проведенное исследование показывает возможность и целесообразность исследования микроциркуляторного русла капсулы вилочковой железы для диагностики прижизненности и давности черепно-мозговой травмы в совокупности с другими методами исследования.