В.И. Витер, А.В. Пермяков, С.В. Барышникова
г. Ижевск
Анализ смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и падений с высоты является необходимым не только для социологов и сотрудников ГАИ, но и для наркологов, психотерапевтов, педагогов и родителей. Данные литературы свидетельствуют, что большинство водителей, получивших смертельные травмы, находится в состоянии алкогольного опьянения, также как и значительная часть пешеходов, попавших под колеса транспорта. По-прежнему остается высоким уровень детского дорожного травматизма. А падение с высоты входит в группу риска как весьма распространенный способ самоубийства, особенно, среди женщин.
Задачей данного исследования был сравнительный анализ смертельных случаев при дорожно-транспортных происшествиях (автотравма, мототравма, железнодорожная травма, выпадения из движущегося транспорта) и при падении с высоты. Было изучено 234 судебно-медицинских заключений трупов лиц, умерших при различных видах дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и 127 судебно-медицинских заключений трупов лиц, умерших в результате падения с высоты.
Число смертельных случаев при ДТП составило в 1995 году 8,2% от общего числа насильственной смерти и 6,9% в 1996 году, а при падении с высоты - 3,9% и 5,6% соответственно. Таким образом видно, что если динамика смертей от ДТП уменьшается, то динамика смертей при падении с высоты в 1996 году увеличивается.
Смертность в результате ДТП в 1995 году сохранялась достаточно высокой в течение нескольких месяцев с июля по декабрь (наибольшее количество в октябре - 15,1%), в 1996 году - самые высокие цифры в августе и сентябре ( по 18,2%). Максимум смертей от падений с высоты приходится, в основном, на летние месяцы (в 1995 г. - июль - 27,4%; в 1996 г. - июнь - 25,9%).
Большинство погибших вследствие ДТП - мужчины, их число в 1995 г. составляет 67%, в 1996 г. - 63%, женщин соответственно 33% и 37%. Аналогично данные распределились и при падении с высоты: мужчины - 68% и 64%, женщины - 32% и 36%.
Не может не настораживать тот факт, что количество лиц моложе 18 лет, погибших при ДТП в 1995 году, составило 8,2%, а в 1996 году - уже 13,6%. Значительная часть погибших как мужчин, так и женщин находились в наиболее трудоспособном возрасте (1995 г. - 76,8%; 1996 г. - 72,8%). Лица от 60 до 80 лет составили в 1995 г. - 15,0%, в 1996 г. - 13,6%. Большинство мужчин, погибших при падении с высоты, как и при ДТП, были в наиболее трудоспособном возрасте. Иначе обстоит дело с женской смертностью при падении с высоты. В 1995 году максимальное количество смертельных случаев приходится на три возрастные категории: 41-50 лет (18,2%), 61-70 лет (22,7%) и старше 80 лет (18,2%), т.е. на лиц зрелого, пожилого и старческого возраста. В 1996 году женщины в возрасте 31-40 лет составили 23,8%, а женщины старше 80 лет - 33,3%. Таким образом выявляется определенная тенденция увеличения с возрастом числа падений с высоты у женщин.
Следует отметить, что больше ДТП со смертельными исходами, по нашим данным, совершается в утренние и дневные часы (38,3% - в 1995 г., 23,8% - в 1996 г.), несколько меньше - в вечерние и ночные (29,4% - в 1995 г.; 20,4% - в 1996 г.). Падений же с высоты больше происходит в вечерние и ночные часы (33,3% - 1995 г.; 31,0% - 1996 г.) и несколько меньше в утренние и дневные (30,4% - 1995; 20,7% - 1996 г.). Однако эти сведения нельзя считать вполне достоверными, т.к. почти в половине проанализированных случаев в направлении не указывается, в какое время суток был проведен осмотр места происшествия.
При анализе имеющегося материала оказалось, что наиболее частой причиной смерти при ДТП является черепно-мозговая травма (78% - в 1995 г.; 74% - в 1996 г.). Однако она, как правило, не бывает изолированной и сочетается с повреждениями костей скелета и внутренних органов. Близкая к этой картина наблюдается и при падении с высоты, но здесь частота ЧМТ несколько уменьшается (59% - 1995 г.; 55% - 1996г.) и увеличивается частота повреждения костей грудной клетки, позвоночного столба, костей таза (41% - 1995 г.; 45% - 1996 г.), что, конечно, зависит от характера приземления (на выпрямленные ноги, на спину и т.д.).
По структуре смертности при ДТП были получены следующие данные: количество смертей при автотравме в 1995 году - 79,4%, в 1996 году - 82,9% (из них - наезды на пешеходов в 1995 г. - 50,7%, в 1996 г. - 48,9%; повреждения, полученные в салоне автомобиля - в 1995 г. - 28,8%, в 1996 г. - 34,0%); железнодорожная травма в 1995 г. - 9,6%, в 1996 г. - 9,1%; мототравма в 1995 г. - 9,6%; в 1996 г. - 8,0%; выпадения из движущегося транспорта в 1995 г. - 1,37%. По нашим данным, среди мужчин, погибших в ДТП в 1995 году, 59% находились в состоянии алкогольного опьянения, в 1996 году - 60%, а среди женщин - 40% - в 1995 году и 36% - в 1996 году. При падении с высоты мужчины в нетрезвом виде составляли 68%- в - 1995 г., 43% - в 1996 г., а женщины 45% - в 1995 г., 43% - в 1996 г. Нужно отметить, что у части потерпевших, поступивших в лечебные учреждения, кровь на качественное и количественное содержание этилового спирта не бралась, и в медицинских документах не всегда имеются записи о наличии алкогольного опьянения. Кроме того, некоторым пострадавшим проводилась интенсивная инфузионная терапия, вводилось большое количество различных лекарственных средств, вследствие чего при химическом анализе крови и мочи могла появиться небольшая концентрация этанола. С учетом этих обстоятельств, приведенные цифры об алкоголизации погибших не могут быть абсолютно точными.
Итак, можно сделать выводы о том, что количество смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий в 1996 году уменьшилось по сравнению с 1995 годом, а в результате падений с высоты - увеличилось. Среди ДТП преобладает автомобильная травма. Основная часть погибших - мужчины трудоспособного возраста, большинство из них находились в состоянии алкогольного опьянения. Наиболее частой причиной смерти как при ДТП, так и при падении с высоты явилась черепно-мозговая травма.