Интеграция и координация высшей школы и практического здравоохранения - этап совершенствования эффективности взаимодействия органов здравоохранения и следствия при осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия).
Пашинян Г.А., Тучик Е.С.
г. Москва
Согласно ст. 52 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда. Таким образом, указанный законодательный акт формально делает обязательным любого врача иметь необходимый минимум знаний в области судебной медицины, поскольку его можно рассматривать как потенциального эксперта. В связи с этим становится актуальной проблема последипломной подготовки врачей общего профиля по указанной специальности.
Характерными особенностями сложившейся в нашей стране системы последипломного образования являются осуществление ранней специализации, определенная последовательность этапов повышения квалификации и непрерывность обучения на всем протяжении профессиональной деятельности.
Начальным этапом последипломной первичной специализации врачебных кадров различного профиля является интернатура, в ходе которой молодые специалисты углубляют полученные в медицинском институте знания по избранной специальности, получают теоретическую и практическую подготовку для самостоятельной работы и по окончании ее после сдачи экзамена по избранной специальности получают сертификат на право занятия должности врача определенного профиля.
Анализ «Типовых учебных планов и программ одногодичной специализации (интернатуры) выпускников медицинских институтов и медицинских факультетов университетов» по различным клиническим специальностям показал, что их положения направлены на закрепление на практике профессиональных знаний по избранной профессии и не предусматривают вопросы приобретения любым врачом минимума знаний в области судебной медицины для выполнения, при необходимости, обязанностей эксперта или специалиста при производстве различных следственных действий. В связи с этим, на наш взгляд, в указанные программы должны быть внесены соответствующие дополнения, касающиеся вопросов обучения врачей-интернов по некоторым разделам судебной медицины, включающие лекции, практические занятия и самостоятельную подготовку. При этом должно быть предусмотрено выделение кафедрам судебной медицины дополнительного учебного времени в объеме не менее 50 часов для проведения цикловых занятий с молодыми специалистами, а их обучение проводить к срокам окон-чания интернатуры, так как к этому периоду ими будут приобретены необходимые базовые знания по избранной специальности и общемедицинским смежным дисциплинам. При сдаче врачом-интерном итоговых экзаменов в тестовые задания должны обязательно включаться и вопросы по основным разделам судебной медицины.
Для устранения разночтений в ведомственных нормативных актах и приведения их в соответствие с требованием законодательства необходимо поставить вопрос о целесообразном внесении дополнения в перечень разработанных для врача квалификационных характеристик на получение сертификата на занятие врачебной деятельностью, поскольку они содержат параметры лишь общемедицинских знаний и навыков, при отсутствии требований уголовно-процессуальных положений (ст.ст.1331, 180, 181, 183 УПК РФ), так как при нарушении последних врач может быть привлечен к ответственности, вплоть до уголовной. Внесение соответствующих дополнений в перечень квалификационных характеристик также повысит ответственность кафедр судебной медицины высших учебных заведений по вопросам преподавания этой дисциплины и будет способствовать оптимизации учебного процесса. Таким образом, сертификат специалиста должен выдаваться на основании послевузовского профессионального образования через интернатуру после проверочного испытания, проводимого по теории и практике избранной специальности и вопросам судебной медицины.
Не менее важной и актуальной задачей в комплексе мероприятий по совершенствованию взаимодействия органов след-ствия и здравоохранения является последипломная подготовка врачей общего профиля вопросам их работы на месте происшествия или обнаружения трупа, которая должна носить непрерывный, плановый и системный характер.
Существующая практика показала, что ни на одной из клинических кафедр в программе последипломного обучения не предусматриваются вопросы деятельности врача в случае привлечения его к работе по наружному осмотру трупа на месте обнаружения (происшествия), где в условиях возникшей чрезвычайной ситуации (крупномасштабные катастрофы, аварии, стихийные бедствия) с человеческими жертвами имеются свои особенности работы специалиста и от правильности ее организации будет зависеть в дальнейшем эффективность судебно-медицинской экспертизы.
Необходимо также отметить, что, несмотря на актуальность указанной проблемы, кафедры судебной медицины, занимающиеся последипломным обучением экспертов, не предусматривают тематику обучения по вопросам работы врача-специалиста в области судебной медицины при осмотре трупа на месте события, хотя, как свидетельствует практика и анализируемый нами материал, такая необходимость существует - в 23,4% случаев выявлены грубые ошибки при исследовании трупных изменений в ходе наружного осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия).
По нашему мнению, при наличии потребностей следствия в достаточном количестве высококвалифицированных специалистов для участия в проведении первоначальных следственных действий необходим пересмотр программ повышения квалификации врачей любых специальностей с целью введения на этих кафедрах специальных занятий по судебной медицине, что, несомненно, будет способствовать профессиональному росту врачебных и экспертных кадров по вопросам организации и проведения первоначальных следственных действий в случаях преступлений против здоровья, жизни, чести и достоинства граждан. В процессе обучения врачей могут быть использованы различные диагностические и оценочные методы контроля над усвоением материала, игровое моделирование деятельности врача-специалиста на месте происшествия при различных ситуациях, принципы алгоритмизации логического мышления и др. С этой точки зрения целесообразно разработать основанные на широком обобщении практики алгоритмов действия врача в различных ситуациях типовые программы по основным разделам судебной медицины, как средства упорядочивающие мыслительную деятельность врача, организующие и направляющие его действия, создающие условия для экономии сил и времени. При разработке этих программ необходимо увязывать и комплекс мероприятий органов дознания и следствия, осуществляющих первоначальные следственные действия в случаях обнаружения трупа. Несомненно, что организация таких циклов с наличием типовых программ будет способствовать также интеграция и координации процесса преподавания на профильных кафедрах медицинских институтов административных регионов, которые могут взять на себя функции по обучению не только врачей-специалистов, участвующих по выезду для осмотров трупов на место события, но и работников правопорядка, тем более что такая потребность в этом имеется.
Считаем также необходимым использование и такого механизма государственного контроля над качеством подготовки специалистов и уровнем оказания медицинской помощи населению как аттестация на присвоение (подтверждение) врачу квалификационной категории, которую нужно рассматривать как важное звено в системе непрерывного последипломного образования врача.
Изучение действующих нормативных ведомственных документов, регламентирующих организацию и порядок проведения аттестации врачей, показало, что в них так же не нашли своего отражения вопросы основных разделов судебной медицины, знание которых необходимо каждому врачу. Поэтому и это упущение также должно быть устранено.