Идентификация личности по двигательным реакциям оператора, зафиксированным грубой механической травмой.
Звягин В.Н., Тишин В.С., Березовский М.Е.
г. Москва
Среди направлений идентификации личности выявление конкретного лица по особенностям его двигательных реакций занимает, наряду с другими функциональными характеристиками, весьма скромное место. Следы двигательных реакций (СДР) обычно фиксируются несовместимой с жизнью травмой. Они проявляются в положении тела человека, соответствующем определенному моменту движения. Определить возможности подобных исследований с выделением признаков двигательных реакций лучше всего позволяет изучение останков при авиационных катастрофах. Вслед за катастрофой, перед выявлением признаков позы, ставится эксперимент с помещением испытуемых в кабину неповрежденного самолета той же серии. Через сближение испытуемых с предполагаемыми источниками контактирования оценивается вероятность тех или других двигательных реакций. Выявление признаков двигательных реакций с разграничением лица, управляющего летательным аппаратом, и остальных участников происшествия производится в четырех последовательных вариантах.
1. Общее положение тела и основных его частей.
Поза сидя в кресле при ударе спереди(Телесные повреждения у любого участника происшествия): ушибленно-рваная рана области лица при его контактировании с предметом, располагающимся на уровне головы сидящего человека; ушиб передней поверхности коленного сустава с растрескиванием надколенника; внедрение головки бедра в тело безымянной кости.
Поза сидя в кресле при ударе по диагонали спереди и снизу (Травмы преимущественно летчиков): ушиб нижней конечности, распространяющийся с подошвенной поверхности по длинник ноги с раздроблением таранной кости, смежных эпи-метафизов бедра и большеберцовой кости; вколоченные переломы в лучезапястных суставах.
Поза сидя в кресле при ударе сзади-вдогонку (Повреждения характерны для любых лиц): ушиб тканей спины в виде параллельных друг другу полос осаднений кожных покровов с размозжением подлежащих мягких тканей; поперечно расположенные прямолинейные переломы лопаток от удара перекладин остова спинки кресла.
Поза сидя в кресле при ударе снизу через подушку сидения (Катапультотравма летчика): ушиб мягких тканей ягодичной области; перелом позвоночника на уровне D12-L1 со смешением отломков.
Поза сидя с положением рук на поручнях подлокотников при ударе снизу (Другой вариант катапультотравмы летчика): симметричные рвано-ушибленные раны ладоней с разрывом пястно-запястых суставов; возможны неосадненные разрывы кожного покрова тыла кисти.
Вертикальное положение тела при различных направлениях удара (переднее, боковое, заднее), (Исключается лицо, управляющее летательным аппаратом): ушибы типа "штанц-марок" на голове в результате контактирования с верхними выступами салона (верхние части края дверного проема, края верхних полок и т.п.); ушибы частей тела на различных уровнях по высоте о соответственно расположенные выступающие части салона.
Резко наклоненное положение перемещающегося человека в заднюю часть салона при ударе со стороны передней части салона(Перемещение пассажиров, например, при панике в салоне): ушибленная рана мягких тканей ягодичной области; разрушение тела затылочной кости с внедрением шейного отдела позвоночника в основание черепа.
2. Изменение позы под воздействием сил инерции.
Положение в кресле с фиксацией нижней части туловища ремнями и инерционным рывком кпереди(Травмы, характерные для пассажиров): гидростатическое разрушение головы от удара лицом, чаще - областью межнадбровья или лба о твердый выступ незначительных размеров (зона высокого удельного давления); поперечные неосадненные разрывы покровов и мягких тканей конечностей, сочетающихся с продольным смещением мышечных пластов вдоль диафизов трубчатых костей; разрывы связок в области суставов, отрывы эпифизарных пластинок при инерционном растяжении конечности.
Положение в кресле при фиксации туловища привязными ремнями как в нижней, так и в верхней его частях и при инерционном рывке кпереди (Фиксация и травмы, характерные для летчика): разрывы связок и переломы дужек шейных позвонков при кивке головы; спиральный перелом ключицы при стремлении верхней конечности с частью плечевого пояса отделиться от туловища.
Положение в кресле с плотной фиксацией всех основных частей тела при возникновении препятствия продвижению кресла в головном направлении(Третий вариант катапультотравмы): растяжение шеи с неполным отделением головы при разрыве шейных позвонков; отложение мелких брызг крови и микрочастиц мерцательного эпителия верхних дыхательных путей на предмете соударения, препятствующем передвижению кресла и воспринимающем следы соударения.
3.Обращенность лицевой поверхности головы и взора летчика относительно пульта управления.
Положение лица перед пультом управления при встречном ударе: отпечатки на лице отдельных деталей шлемофона в виде "штанц-марок"; ушиб лица в области носа и подбородка с отображением рельефов приборной доски.
Боковой поворот головы при отвлечении взора от приборов: отпечатки рельефов приборной доски на покровах одной из боковых поверхностей лица; ушибленно-рваная рана в теменно-височной области от расположенной впереди летчика арматуры.
Наклон головы и туловища вслед за выдвижением руки к нижнему краю пульта управления при встречном ударе: отпечатки рельефов приборной доски в области лба (иногда -скользящие); поперечная полоса ушиба передней поверхности надплечий о край приборной доски при наклоне туловища; ушиб лучевого края предплечья и тыла кисти при сближении руки с нижней частью пульта управления.
4.Контактирование конечностей летчика с органами управления
Положение правой руки на штурвале, или на основном рычаге управления (Р.У.) при встречном ударе: ушиб мягких тканей ладони в области возвышения первого пальца; разрыв мышц и связок области пясти и пястнозапястных суставов; раздробление ладьевидной и головчатой костей; вколоченный перелом дистального эпиметафиза лучевой кости; продольное растрескивание основания фаланги первого пальца при его нахождении на рычаге боевого применения; осаднение покровов межфаланговых суставов второго - четвертого пальцев по тыльной поверхности кисти.
Положение левой руки на рукоятке рычага управления двигателем (Р.У.Д.) при встречном ударе: ушиб мягких тканей ладони в области возвышений первого и пятого пальцев с тиснением рисунка рукоятки на поверхности шевретовой перчатки; вколоченный перелом дистального эпиметафиза лучевой кости и растрескивание костей запястья; осаднение кожного покрова тыльной поверхности ногтевых фаланг от второго до пятого пальцев, сочетающееся с раздроблением их костной основы в результате их ущемления между рукояткой РУД и приборной доской; первый палец левой руки, проскальзывающий по поверхности кнопки радиообмена, может поверхностно осадниться, но не повреждается значительно; поперечное отсечение второго и третьего пальцев на уровне головок средних фаланг в направлении от ладонной к тыльной поверхности пальцев (результат захвата двумя пальцами гашетки форсажа при некоторых конструкциях Р.У.Д.); ушибленно-рваные раны тыльной поверхности 4-го и 5-го пальцев соответственно выступам левого края приборной доски; ушибленно-рваная рана покровов тыла кисти с отслоением лоскута кожи в проксимальном направлении, возникшая в результате сближения руки на рукоятке Р.У.Д. с выступом левой стенки кабины.
Контактирование рук с рычагами пульта управления при встречном ударе: ушиб с осаднением ногтевой фаланги одного из пальцев с ладонной поверхности при контактировании с арматурой пульта управления; обнаружение мелких частиц перчатки и кожного покрова ладони в деформированных частях приборной доски; обломок краевой части ногтя в углублении поврежденного кнопочного устройства.
Контактирование нижних конечностей с рычагами при встречном ударе: ушиб мягких тканей стопы со стороны подошвы; вколоченные переломы различных костных образований по длиннику конечности; поперечное отсечение в одной плоскости пальцев стопы со стороны подошвы одновременно с повреждением подошвы обуви о передний край педали; ущемление части голенища обуви и штанины в деформированной педали.
Заключение
Идентификация личности по повреждениям на одежде и теле потерпевшего имеет смысл только в том случае, когда предполагается, что в момент травмы конкретный человек мог выполнять специфические рабочие функции оператора, в т.ч. транспортного средства (летчик -пилот, водитель автомашины и т.п.).
СДР не всегда представлены телесными повреждениями. Царапины на подошвах обуви, брызги и потеки крови, штанц-марки на одежде, наложение микрочастиц человеческого тела на повреждающем предмете - все это также указывает на положение тела.
Судебно-медицинская информация о действиях в момент получения человеком грубой травмы имеет важное значение. Это связано прежде всего с тем, что внезапность и кратковременность события обычно исключают другие источники информации.
Сохранность следов двигательных реакций ко времени производства экспертизы имеет большое значение. В процессе высыхания кожных покровов уже в первые часы вслед за травмой стираются контуры повреждения. Препараты кожи, вырезанные без необходимой фиксации, деформируются. Следы травмы в процессе параллельно проводимых исследований уничтожаются. Утрачиваются они и в процессе гниения тканей или при неудачной фиксации и обработке. (Stevens P.J.,1970).