К вопросу об изолированных ранениях венечных артерий сердца
Е. А. Гимпельсон
г. Самара
Повреждения сердца при смертельных колото-резаных ранениях занимают одно из ведущих мест (по данным Загрядской А.П. они составляют 40,3%), но изолированные ранения венечных артерий сердца среди них явление весьма редкое. О двух случаях подобных ранений упоминает Поркшеян Н.И., один случай подробно описан Носовым В.Д.
В случае Носова В.Д. изолированное ранение нисходящей ветви левой венечной артерии сердца привело к внезапной смерти через 12 дней после ранения. Пострадавший нанес себе удар в грудь, в течении двух дней находился в больнице, где рана была прозондирована и признана непроникающей. В больнице и в последующие дни пострадавший чувствовал себя хорошо, занимался в техникуме, ездил за 100 км к родственникам.
В нашем случае гражданин Х., 1939 года рождения, нанес себе удар ножом в грудь. После этого обратился к фельдшеру, который при зондировании установил, что раневой канал проникает до ребра. Фельдшером на рану был наложен один шов. Пострадавшему выдано освобождение от работы.
В момент осмотра фельдшером и в последующее время состояние пострадавшего было хорошим. Через трое суток по пути в больницу за продлением освобождения от работы почувствовал как бы удар между лопаток и упал. Попутной машиной доставлен в больницу, где жаловался на боли в животе, особенно в эпигастральной области. Была заподозрена прободная язва желудка. К больному вызван борт-хирург, который после рентгенографии грудной клетки и пункции перикарда (получено150 мл жидкой крови) диагностировал гемоперикардит. Тут же после пункции наступили остановка сердечной деятельности и дыхания.
При исследовании трупа на 3 см выше левого соска была обнаружена поперечная рана длиной 1,9 см, покрытая плотно сидящей темно-красной корочкой, края раны были сведены хирургическим швом. От наружного конца раны вниз отходило дополнительное повреждение длиной 0,4 см. На пристеночной плевре была обнаружена рана длиной 0,9 см, проходившая вдоль нижнего края 4 ребра на расстоянии 5,5 см от края грудины. На околосердечной сорочке на границе передней и левой боковой поверхностей в средней трети обнаружена рана длиной 0,9 см, один конец ее был острый, другой “П”- образный с двумя небольшими дополнительными надрывами. По ходу раневого канала в мягких тканях грудной клетки и в переднем средостении отмечены красно-бурые кровоизлияния. В полости околосердечной сорочки оказалось 350 мл крови: жидкой и преимущественно в виде рыхлых темно-красных сгустков. На передней поверхности сердца в проекции нисходящей ветви левой венечной артерии сердца обнаружена поверхностная рана длиной 0,6 см со скошенным верхним краем, выполненная рыхлым темно-красным сгустком крови. При исследовании сосуда оказалось, что рана на протяжении 0,15 см проникает в его просвет. Эпикард и перикард были тускловаты, местами покрыты легким фибринозным налетом. Под эндокардом левого желудочка сердца имелись полосовидные кровоизлияния.
На 1,5 см ниже левого соска между парастернальной и передне - подмышечной линиями обнаружен белесоватый рубец длиной 13,5 см по поводу торакотомии в связи с суицидальной попыткой около двух лет тому назад.
Наблюдения Носова В.Д. и наше обращают на себя внимание чрезвычайно сходными обстоятельствами.
И в том, и в другом случаях не было соблюдено известное положение о необходимости ревизии колото-резаных ран грудной клетки даже при отсутствии клинических признаков проникающего ранения.
В обоих наблюдениях изолированные ранения венечных артерий сердца явились результатом суицидальных попыток.