Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Форум судебных медиков России
>    >

Форум для обсуждения опубликованных в Архиве книг авторефератов диссертаций по судебной медицине. Темы создаются автоматически после добавления файла автореферата в архив.

 
 
>

Формирование профессиональной компетенции врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в современных условиях, Буромский Иван Владимирович

>
Дмитрий
сообщение 28.09.2009 - 12:28
Сообщение #1



Group Icon
Группа: Администраторы
Регистрация: 9.07.2004
Пользователь №: 96


Формирование профессиональной компетенции врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в современных условиях

Категория: Авторефераты диссертаций
Библиографическое описание:
Буромский Иван Владимирович
Аннотация:
Буромский И.В. Формирование профессиональной компетенции врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в современных условиях. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук, 14.00.24 – «Судебная медицина». - М., 2009.
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университете Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Научный консультант: Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук, профессор Крюков Виталий Николаевич. Официальные оппоненты: Член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Пиголкин Юрий Иванович, доктор медицинских наук, профессор Пашинян Гурген Амаякович, доктор медицинских наук, профессор Бахметьев Владимир Иванович. Ведущая организация: Государственное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Перманентное изменение условий и потребностей рынка труда обусловливает необходимость постоянного совершенствования методологии и системы организации профессионального образования. Особую актуальность проведение научных исследований в этом направлении приобрело после подписания Россией в 2003 году Болонского соглашения о создании общеевропейского образовательного пространства, поскольку вхождение в него предусматривает гармонизацию отечественной высшей школы с системой высшего профессионально образования, рекомендуемой Болонским соглашением и принятой Европейским сообществом (М.А. Пальцев с соавт., 2007). Этот небезболезненный для отечественной высшей школы процесс, несомненно, должен быть хорошо осмыслен и подготовлен, как с учетом уже накопленного странами-участницами Болонского процесса опыта, так и, конечно же, его адаптации применительно к нашим условиям, конкретным традициям образования и науки и национальным приоритетам (М.А. Пальцев с соавт., 2006; М.Р. Бозров, 2008).
Актуальность научных исследований в отношении собственно преподавания судебной медицины в медицинских вузах и подготовки врачей судебно-медицинских экспертов обусловлена, кроме того, еще одним немаловажным обстоятельством. Конечная цель, содержание и объем, как вузовского компонента обучения, так и послевузовского профессионального образования врачей по специальности «судебно-медицинская экспертиза» в значительной мере определяются требованиями процессуального законодательства, в частности в отношении профессиональной квалификации лиц, привлекаемых к участию в судопроизводстве в качестве специалиста и эксперта, правовым статусом специалиста и эксперта. Эти требования претерпели в ходе законодательной реформы существенные изменения. Тем не менее, до сих пор официально принятой (поддерживаемой Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования) является система формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, созданная в период действия уже утратившего силу процессуального законодательства.
Авторы многочисленных публикаций (А.П. Ардашкин, 1999, 2004, 2006; Г.А. Пашинян 1999, 2001; А.А. Солохин, 1999, 2005, 2007; Е.Г. Колпащиков, 2000; Л.И. Ломакина, 2000, 2005; Е.С. Мишин, 2000, 2006; В.П. Новоселов, 2000; В.С. Призов, 2000; В.В. Смирнов, 2000, 2004; В.И. Акопов, 2004; А.Е. Коцюба, 2004; В.В. Хохлов, 2004, 2006; А.И. Авдеев, 2006; Е.В. Гридасов, 2006; Г.В. Золотенкова, 2006; А.Ф. Кинле, 2006; В.А. Клевно, 2006, 2007; М.И. Круть, 2006; В.Г. Папков, 2006; Б.А. Саркисян, 2006; С.Ю. Сашко, 2006; А.В. Светлаков, 2006; Д.С. Кадочников, 2007; Ю.И. Пиголкин, 2007, 2008; Е.С. Тучик, 2008 и многие другие), сходясь во мнении, что назрела необходимость кардинальных изменений в этом вопросе, тем не менее, не приводят комплексной оценки существующей системы с позиций ее адекватности действующему процессуальному законодательству, мировым тенденциям развития высшего профессионального образования и задачам, стоящим перед отечественной высшей медицинской школой в связи с ее интеграцией в общеевропейскую систему образования.
Вместе с тем, проведение такого анализа и на его основе разработки современной концепции формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, критериев отбора и предложений по содержанию образовательных программ применительно к каждому из этапов обучения, а также научного обоснования уровня профессиональной компетентности и критериев проверки его достижения для каждого этапа образовательного процесса представляется тем более актуальным и даже необходимым с учетом проводимой в настоящее время работы по созданию новых (III поколения) образовательных стандартов медицинского высшего и послевузовского профессионального образования.
Приведенные выше соображения определили содержание настоящей работы, ее цель, а также призванные обеспечить достижение этой цели конкретные задачи.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработать и обосновать методологическую основу (концепцию) формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы с позиций действующего процессуального законодательства и общих тенденций развития высшего и послевузовского профессионального образования.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Разработать в соответствии с целью исследования программу комплексного поэтапного системного анализа изучаемой проблемы.
2. Провести анализ и систематизацию современных тенденций развития высшего профессионального додипломного и послевузовского образования, стоящих перед отечественной высшей школой задач, связанных с подписанием Россией Болонского соглашения.
3. Сформулировать требования к профессиональной компетентности выпускника медицинского вуза в области судебной медицины и врача судебно-медицинского эксперта с позиций действующего процессуального законодательства.
4. Провести критический анализ подходов, принципов организации и педагогических технологий, предлагаемых нормативно-инструктивными документами и реально применяемых в настоящее время в процессе обучения судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе с позиций процессуального законодательства и требований проводимой в стране реформы высшего образования.
5. Разработать и обосновать концепцию формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, отвечающую современным требованиям.
ВЫВОДЫ
1. В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа комплексного системного анализа изучаемой проблемы, в процессе реализации которой:
- с целью формулирования предложений, направленных на совершенствование подготовки врачей по судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе были изучены и систематизированы современные тенденции развития ВПО и задачи, стоящие в связи с этим перед отечественной высшей медицинской школой;
- сформулированы требования к профессиональной компетенции врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы с позиций действующего процессуального законодательства;
- проведен анализ соответствия требованиям процессуального законодательства и осуществляемой в стране реформы высшего образования подходов, принципов организации и педагогических технологий, предлагаемых к использованию нормативно-правовыми документами и инструктивно-методическими материалами и реально применяемых на практике в процессе преподавания судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в образовательных учреждениях ВПО и ДПО, а также государственных экспертных учреждениях;
- разработана современная концепция формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы.
2. Анализ путей дальнейшего развития высшей школы показывает неизбежность и обоснованность изменения парадигмы ВПО с существующей – «приобретение знаний на всю жизнь» на рекомендуемую Болонским соглашением – «обучение через всю жизнь». В связи с этим необходимость:
- переориентации ВПО с передачи глубоких знаний (знаниевый подход) на формирование компетенций, то есть конкретных умений и навыков применить усвоенное в процессе обучения на практике (компетентностный подход), развитие культуры системного мышления, способности не только усваивать в процессе обучения, но и создавать принципиально новые знания и технологии;
- создания унифицированной системы послевузовского профессионального образования и НПР, позволяющей человеку оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям труда;
- использования в педагогическом процессе образовательных технологий, стимулирующих активную самостоятельную познавательную деятельность обучающихся – модульных учебных программ, проблемно-ориентированного построения обучения, методик дистанционного обучения с использованием средств электронных коммуникаций, системы зачетных единиц (кредитов) при расчете трудоемкости образовательных программ, балльно-рейтинговой системы оценки результатов образовательного процесса и других.
3. Сравнительный контентный анализ соответствующих статей Закона о государственной судебно-экспертной деятельности, УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ дает основание прийти к следующему заключению:
- любой врач может быть привлечен в качестве специалиста к участию в следственных действиях и судопроизводстве, в частности, для содействия в обнаружении и изъятии следов преступления в процессе осмотра места происшествия и трупа или его эксгумации, к освидетельствованию, участию в следственном эксперименте, получению образцов для сравнительного исследования, к содействию в формулировании вопросов, подлежащих разрешению посредством производства судебно-медицинской экспертизы, разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его компетенцию;
- производство судебно-медицинской экспертизы, как правило, должно осуществляться лишь врачами, прошедшими соответствующую специальную подготовку, имеющими сертификат по специальности «судебно-медицинская экспертиза» и состоящими в штате государственного либо негосударственного экспертного учреждения (кафедры или курса судебной медицины высшего учебного заведения), имеющего лицензию на осуществление данного вида деятельности;
- врачи, не имеющие сертификата по специальности «судебно-медицинская экспертиза» с учетом их основной вузовской специальности и дальнейшей послевузовской специализации могут привлекаться в качестве экспертов только к проведению комиссионных (комплексных) экспертиз в связи с необходимостью по делу оценки наличия показаний, своевременности, правильности, адекватности и эффективности диагностики, лечения и медицинской реабилитации больного соответствующего профиля, либо состояния его здоровья.
4. Проведенным исследованием установлено, что нормативно-правовая и организационно-методическая база, регламентирующая процесс формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, адаптирована к требованиям уже утратившего силу процессуального законодательства и по целому ряду позиций не соответствует ныне действующему.
В связи с этим преподавание судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в значительном количестве учебных заведений по-прежнему остается сориентированным на подготовку в стенах вуза потенциального врача-эксперта и лишь на углубление и закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на этапе послевузовского профессионального образования.
Полноценная организационно-методическая база, регулирующая непрерывное профессиональное развитие врачей судебно-медицинских экспертов, к настоящему моменту и вовсе отсутствует.
5. Предлагаемая концепция формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы разработана с учетом тенденций развития высшего и послевузовского профессионального образования и базируется на требованиях процессуального законодательства в отношении лиц, привлекаемых к участию в судопроизводстве в качестве специалиста или эксперта. Ее основополагающим принципом является непрерывность, этапность, преемственность и унификация образовательного процесса, имеющего целью обеспечить приобретение обучающимся после завершения каждого из этапов соответственно необходимого уровня личностно-профессиональной компетентности.
В рамках данной концепции сформулированы критерии отбора и предложения по содержанию каждого из этапов образовательного процесса.
6. Вузовский компонент должен ограничиваться преподаванием лишь основ судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, то есть их пропедевтики, в объеме необходимом и достаточном с позиций действующего законодательства любому врачу, не зависимо от его основной специальности и послевузовской специализации.
Государственный образовательный стандарт ВПО в связи с этим должен предусматривать одинаковые квалификационные требования к выпускнику вуза, прошедшему обучение по любой из врачебных специальностей, а сам образовательный процесс – вестись по единому учебному плану на основе унифицированной типовой программы дисциплины.
Основной акцент в рамках вузовского компонента обучения должен быть сделан на:
- принципах, структуре и организации судебно-медицинской службы в Российской Федерации, способах и методах исследований объектов судебно-медицинской экспертизы, возможностях их применения для решения вопросов, возникающих при расследовании гражданских и уголовных дел;
- участии врача в досудебных процессуальных действиях;
- порядке и проведении освидетельствования живых лиц, установлении степени тяжести вреда здоровью, причиненного повреждением;
- правовых и медицинских аспектах констатации смерти человека, установлении ее причины и давности наступления, описании посмертных изменений и повреждений на месте происшествия;
- методах и правилах выявления, изъятия, упаковки и направления вещественных доказательств биологического происхождения для их исследования в соответствующих судебно-медицинских лабораториях;
- тактике врача по сохранению вещественных доказательств при проведении медицинских вмешательств, правовым аспектам ведения медицинской документации;
- участии врача в работе экспертных комиссий при проведении комиссионных и комплексных экспертиз;
- ответственности медицинских работников за совершение ими профессиональных и профессионально-должностных правонарушений.
7. Специализация врача как судебно-медицинского эксперта должна производиться на этапе послевузовского профессионального образования и включать общую, необходимую каждому эксперту, и специальную подготовку, осуществляемую дифференцированно с учетом последующей объектной и методической направленности (видов) экспертной деятельности обучающегося.
Специальная подготовка в процессе прохождения обучения в интернатуре или профессиональной переподготовки врача иной специализации призвана обеспечить приобретение обучающимся уровня профессиональной компетентности, позволяющего ему самостоятельно выполнять наиболее частые виды судебно-медицинской экспертизы – трупа и тяжести причиненного вреда здоровью. Применительно к ординатуре – уровня компетентности, позволяющего осуществлять любой (любые) из выбранных обучающимся видов судебно-медицинской экспертизы, включая и требующие по ним дополнительной углубленной подготовки.
Изменение или расширение видов экспертной деятельности, которые самостоятельно может осуществлять эксперт, возможно только после прохождения им обучения по соответствующим программам дополнительного профессионального образования.
С целью стандартизации приобретаемого обучающимся уровня профессиональной компетентности подготовка врача судебно-медицинского эксперта должна вестись по унифицированным типовым программам применительно к каждому из видов экспертной деятельности.
В получаемом по завершении специализации удостоверении о прохождении обучения в интернатуре или ординатуре, свидетельстве о профессиональной переподготовке, сертификате специалиста необходимо указывать, по каким конкретно видам экспертной деятельности прошел подготовку данный специалист и, следовательно, самостоятельное производство каких видов судебно-медицинской экспертизы может быть поручено ему с учетом достигнутого им уровня профессиональной компетентности. С этой целью целесообразно использовать уточняющие подрубриками шифра специальности «судебно-медицинская экспертиза».
8. С учетом потребности государственных экспертных учреждений возможность послевузовского профессионального образования по специальности «судебно-медицинская экспертиза» должна быть предусмотрена для лиц, имеющих базовое высшее медицинское образование по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология», «медицинская биохимия» и «фармация».
9. Дальнейшее непрерывное профессиональное развитие эксперта наиболее эффективно может быть обеспечено рациональным сочетанием периодического последовательного преемственного обучения по программам ДПО и самоорганизуемого самоусовершенствования в виде изучения научных работ по специальности и смежным дисциплинам, обучения по программам дистанционного обучения, освоения новых методов и способов экспертного исследования объектов судебно-медицинской экспертизы, проведения научных исследований и подготовки по ним публикаций, участия в реальных и виртуальных (с использованием средств электронных коммуникаций) научных конференциях и выступления на них с сообщениями и докладами.
С целью повышения мотивации непрерывного профессионального развития накопленные экспертом в связи с участием в программах ДПО и осуществлением им самостоятельной образовательной деятельности зачетные единицы (кредиты) следует учитывать при прохождении ресертификации и установлении эксперту квалификационных категорий.
10. Внедрение результатов проведенного исследования в образовательный процесс позволит:
- гармонизировать систему преподавания судебной медицины в вузе, подготовку, поддержание и совершенствование профессиональной квалификации врачей судебно-медицинских экспертов в духе проводимой реформы отечественного высшего образования;
- обеспечить применительно к каждому из этапов образовательного процесса максимально рациональное использование учебного времени для приобретения реально необходимых обусловленных логикой профессиональной деятельности и требованиями процессуального законодательства знаний, умений и навыков по судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе, унифицировать приобретаемый при этом уровень личностно-профессиональной квалификации;
- повысить, в конечном счете, качество подготовки врачей по судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При создании образовательных стандартов ВПО и ДПО III поколения и на их основе образовательных программ и учебных планов, разработке нормативных и инструктивно-методических документов, регламентирующих и регулирующих методические подходы и систему организации преподавания дисциплины «судебная медицина» в медицинских вузах, послевузовской специализации врачей по специальности «судебно-медицинская экспертиза», а также используемые при этом педагогические технологии, подготовке учебной и учебно-методической литературы следует придерживаться предложенной в настоящей работе концепции формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы.
Она разработана с учетом основных тенденций развития ВПО, рекомендаций, адресованных странам-участницам Болонского процесса, и требований процессуального законодательства в отношении лиц, привлекаемых к участию в судопроизводстве в качестве специалиста и эксперта.
Внедрение этой концепции в педагогическую практику позволит применительно к каждому из этапов образовательного процесса обеспечить максимально рациональное использование учебного времени для приобретения реально необходимых, обусловленных логикой профессиональной деятельности и требованиями процессуального законодательства знаний, умений и навыков по судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе, унифицировать приобретаемый при этом уровень личностно-профессиональной компетентности, существенно повысить, тем самым, в конечном счете, качество подготовки врачей по судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе.
Практическая реализация предлагаемой концепции формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы должна быть обеспечена созданием новой современной адресно-ориентированной учебной и учебно-методической литературы управляющего типа, в том числе и на электронных носителях памяти.
Предназначенная для вузовского компонента обучения учебная литература должна ограничиваться с этих позиций рассмотрением диагностических возможностей судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы на современном этапе их развития, теоретических и практических вопросов судебной медицины, судебно-медицинской экспертизы и правовых аспектов участия врача в судопроизводстве в объеме, необходимом для успешного выполнения им обязанностей специалиста или эксперта в случае привлечения его к производству комиссионной (комплексной) экспертизы. Иными словами, являться лишь необходимой и достаточной основой для изучения дисциплины «судебная медицина» как неотъемлемой составляющей части подготовки будущего врача любого профиля.
Подробные сведения по каждому из разделов судебной медицины и отдельным видам судебно-медицинской экспертизы должны составить в связи с этим содержание учебной литературы, предназначенной уже только для послевузовской специализации врача по специальности «судебно-медицинская экспертиза» и обучения по программам дополнительного профессионального образования с целью более узкой профилизации эксперта в пределах конкретного вида судебно-медицинской экспертной деятельности.

Подробнее
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
qq203
сообщение 22.09.2011 - 10:17
Сообщение #2


Читатель

Группа: Участники
Регистрация: 22.09.2011
Пользователь №: 28 921


"Перманентное изменение условий и потребностей рынка труда обусловливает необходимость постоянного совершенствования методологии и системы организации профессионального образования. ..."

А при чём здесь рынок труда? Что, государство предоставляет юристам судебно-медицинское пособие на рыночных условиях?

Судьи и следователи платят за экспертизу? "Вот вам эксперт поплоше - подешевле. А тот с защищённой докторской - подороже."

sad.gif
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием




- Обратная связь Сейчас: 27.11.2024 - 05:15