Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Форум судебных медиков России
18 страниц V « < 10 11 12 13 14 > »   
>

Состояние судебно-медицинской службы России

Рейтинг  5
>
melkaya
сообщение 11.12.2009 - 04:07
Сообщение #166


Претендент

Группа: СМЭ
Регистрация: 9.12.2009
Пользователь №: 18 649


кризис был, есть и будет.
у нас в большинстве районов работают не штатные эксперты, а совместители, часть из них от учеб отказывается. а работать некому, и поэтому их временно оставляют на местах.
качество экспертиз сами понимаете какое.
что касается рабочих мест... для примера один из моргов: вода только холодная, унитаз раньше был в секционной, здание маленькое, типа сарайчика, больше негде. теперь он сломался, вместо него, пардон, ведерко...со сливом в окружающие кустики...
финансирование - вообще говорить не хочу. денег дают ну очень мало. у нас начальник очень инициативный и умный (даже если он есть на форуме, все равно меня не узнает, поэтому можно писать честно, без боязни обвинения в лизоблюдстве), но даже ему не удается добыть деньги на все, по простой причине: СМЭ всегда финансируют по остаточному принципу. у нас больные не помрут.
в общем, прогноз на ближайшие 3 года неутешительный.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Vetall
сообщение 11.12.2009 - 11:28
Сообщение #167


Продвинутый участник

Группа: СМЭ
Регистрация: 5.10.2006
Пользователь №: 2 997


Возможно Ваш инициативный начальник и не в курсе. Обратитесь к нему письменно. Если откажет - "пригласите" трудовую комиссию и все. За отсутствие санузла в учреждении предусмотрен сумасшедший штраф.

Сообщение отредактировал Vetall - 11.12.2009 - 11:30
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Волжанин
сообщение 21.12.2009 - 20:00
Сообщение #168


Участник форума

Группа: СМЭ
Регистрация: 26.10.2004
Из: Северо-Запад
Пользователь №: 209


Цитата(Chief @ 28.11.2009 - 14:21)
Размер оклада и штатная численность - показатели не актуальные. Вот сколько рублей зарплаты в среднем на труп приходится - это, действительно, информативный показатель.

По этому поводу могу сказать, что в СПб ГУЗ "БСМЭ" руководство отдела распределило расценки так: 1500 руб. - убийство, 1000 руб. - травма, 500 руб. - другие виды насильственной смерти и скоропостижная смерть. Народ в 2008 г. проголосовал ЗА!!! А теперь расскажу, что из этого получилось. Если у тебя вдруг никого не убили и никого не переехали, то что бы заработать 1 ставку ты должен вскрыть примерно 28 трупов. А если вдруг у тебя еще и трупов меньше данного показателя, а меньше чем 1 ставку тебе заплатить нельзя, то ты остаешься должен фонду ЗП отдела (!!!) и в следующую ЗП при "нормальных" показателях у тебя сумму долга вычтут. Вот теперь и работаем по 35 трупов за 30 % КТУ. А 35 приказ уже и не вспоминается... .
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Радомир
сообщение 21.12.2009 - 20:44
Сообщение #169


Мастер III
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 30.11.2008
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 11 273


Уважаемый Волжанин! "Закон больших чисел" все относительно усредняет, если в круглогодовом исчислении. Наверное, резоны у вас имелись, когда "народ" голосовал "ЗА!!!" (что бы не обидно было, когда кому-то скоропостягу дают по четыре сотни в год, а кому-то - две сотни убитых и перееханных). Или с текущим фондом заработной платы танатологии эти цифры не соотносятся (например, излишки большие остаются, после "вычетов суммы долга", которые без всякого голосования распределяются)? Вы уж определителитесь, что Вам не нравится: выделяемый фонд оплаты труда, суммы "расценок" или методика распределения в вашем СПб ГУЗ.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Волжанин
сообщение 21.12.2009 - 21:31
Сообщение #170


Участник форума

Группа: СМЭ
Регистрация: 26.10.2004
Из: Северо-Запад
Пользователь №: 209


Цитата(Радомир @ 21.12.2009 - 20:44)
... Вы уж определитесь, что Вам не нравится: выделяемый фонд оплаты труда, суммы "расценок" или методика распределения в вашем СПб ГУЗ.

Уважаемый Радомир, вы знаете, мне не нравятся все 3 пункта. Мне нравится приказ №35 от 1991 г.: вскрыл 20 трупов - получи 2 ставки. В условиях недофинансирования согласен и по 12 на ставку, а может даже и по 13. Но быть кому-то должен не хочу и 35 трупов за 1.3 ст, то же душа не принимает. А равномерное распределение нагрузки - не моя головная боль... .
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Радомир
сообщение 21.12.2009 - 22:06
Сообщение #171


Мастер III
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 30.11.2008
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 11 273


Уважаемый Волжанин! Стало быть финансово соответствовать Приказу №35 в СПб ГУЗ не получается, если "народ" так восклицательно "За" был? Нагрузка, как Вы писали, вещь непредсказуемая, от Вас и администрации независимая (ну, не убили никого за месяц в районе, так что ж теперь...). То есть, с пунктами 2 и 3 разобрались - они тут не главные. Вывод: даже в столицах недофинансирование ощущается, однозначно скрывающееся за попытками делить деньги ... как апельсины из анекдота ("Гена, нам Шапокляк прислала десять апельсинов. Каждому по восемь. ... Ну, не знаю, а я свои восемь уже съел"). Хмм, казалось что в деньгах СПб вместе с Москвой наособицу стоят от всей РФ. Или я неправ?
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Волжанин
сообщение 21.12.2009 - 22:53
Сообщение #172


Участник форума

Группа: СМЭ
Регистрация: 26.10.2004
Из: Северо-Запад
Пользователь №: 209


Цитата(Радомир @ 21.12.2009 - 22:06)
... казалось что в деньгах СПб вместе с Москвой наособицу стоят от всей РФ. Или я неправ?

Вот самое интересное... . Согласно статистике морг на круг (вместе с "точками") исследовал за 2008 г. 22800 тр, что согласно пр.№35 должно быть профинансировано 228 экспертными ставками. Однако выделено 174 ставки на 50 экспертов, при этом 124 из них, как нам говорят, вакантные и не равны основной ставке. В общем - чёрт ногу сломает.
С другой стороны - имеются какие-то премии... А какие могут быть премии в условиях недостаточного финансирования?... А как они распределяются rotate.gif ?...

Сообщение отредактировал Волжанин - 21.12.2009 - 23:00
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Радомир
сообщение 21.12.2009 - 23:37
Сообщение #173


Мастер III
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 30.11.2008
Из: Российская Федерация
Пользователь №: 11 273


Волжанин! А то, что выделено 174 тоже вам "говорят"? Это СПб ГУЗ конкретно за трупы выделено или уже внутри Бюро моргу столько выделили или, даже, зав.танатологией так "говорит"? Про 124 - аналогично. Вы ("народ", профсоюз) системно так поинтересоваться не пробовали "а как они распределяются"? Что-то все уж очень не по столичному выглядит (со стороны всегда виднее). Может, "в косерватории что-то менять надо", а не только в в РЦ СМЭ с Минздравом?
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Волжанин
сообщение 22.12.2009 - 00:24
Сообщение #174


Участник форума

Группа: СМЭ
Регистрация: 26.10.2004
Из: Северо-Запад
Пользователь №: 209


Цитата(Радомир @ 21.12.2009 - 23:37)
Волжанин! А то, что выделено 174 тоже вам "говорят"? Это СПб ГУЗ конкретно за трупы выделено или уже внутри Бюро моргу столько выделили или, даже, зав.танатологией так "говорит"? Про 124 - аналогично. Вы ("народ", профсоюз) системно так поинтересоваться не пробовали "а как они распределяются"? Что-то все уж очень не по столичному выглядит (со стороны всегда виднее). Может, "в косерватории что-то менять надо", а не только в в РЦ СМЭ с Минздравом?

То, что в консерватории надо что-то менять - это точно... Цифры взяты из доклада зав.танатологией, который был озвучен в отделе за неделю до приезда Колкутина. Данная цифра выделена моргу. Один из представителей профкома начал заниматься этим вопросом, посмотрим что будет... . Но от зарплат администрации морга даже начальник бюро ох...л (или сделал вид). Разница в ЗП между сред.экспертом и зав.отделом составляет 4 раза (учитывая бюджет и хоз.расчет)!!!
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Amigo
сообщение 4.02.2010 - 19:25
Сообщение #175


Маэстро форума

Группа: СМЭ
Регистрация: 23.09.2007
Из: зауралье
Пользователь №: 5 905


попался такой документ: "Проект федерального закона "О судебно-медицинской экспертизе", не обозначен год и его судьба, поясните, кто знает!

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации и содержание государственной судебно-медицинской экспертной деятельности в целях обеспечения правоохранительных органов Российской Федерации объективными и научно-обоснованными экспертными данными, а также оказания помощи органам здравоохранения в улучшении качества медицинской помощи населению.

Проведение судебно-медицинской экспертизы в различных видах судопроизводства определяется соответствующим процессуальным законодательством.

Права граждан при проведении судебно-медицинской экспертизы, установленные настоящим Федеральным законом, не могут быть ограничены какими-либо правовыми и нормативными актами.


Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Судебная экспертиза - процессуальное действие, направленное на установление обстоятельств дела и состоящее в проведении исследования на основе специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и даче заключения экспертом по поручению суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Судебно-медицинская экспертиза - вид судебной экспертизы, процессуальное действие, направленное на установление причины смерти и характера телесных повреждений, возраста и решения других вопросов на основе специальных познаний в судебной медицине, других смежных отраслях науки и техники, в целях дачи заключения экспертом по поручению суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя. Судебно-медицинская экспертиза назначается при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан, профессиональных правонарушений медицинских работников, отдельных воинских преступлений, а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством и требующих применения судебно-медицинских знаний для их разрешения. Судебно-медицинская экспертиза производится в уголовном и гражданском судопроизводствах.

Ведомственная судебно-медицинская экспертиза - экспертиза, осуществляемая учреждениями (структурными подразделениями) судебно-медицинской экспертизы, находящимися в ведении федеральных министерств и ведомств.

Врач-судебно-медицинский эксперт - лицо, имеющее звание врача, получившее специальную подготовку и занимающее штатную должность врача-судебно-медицинского эксперта, а также профессорско-преподавательский состав кафедр (курсов) судебной медицины образовательных учреждений.

Судебно-медицинский эксперт (-химик, -физик, -биолог и др.) - лицо, имеющее высшее немедицинское образование, получившее специальную подготовку по специальным методам исследования объектов судебно-медицинской экспертизы и занимающее штатную должность в учреждении судебно-медицинской экспертизы.

Врач-эксперт - врач, не состоящий в штате учреждения судебно-медицинской экспертизы, привлекаемый эпизодически органами правопорядка в соответствии уголовным процессуальным законодательством для производства судебно-медицинской экспертизы.

Врач специалист в области судебной медицины - лицо, обладающее знаниями и навыками в судебной медицине, привлекаемое для участия в производстве следственных действий, в том числе с целью расширения практических возможностей следователя в выявлении, закреплении и изъятии доказательств по делу.

Субъекты судебно-медицинской экспертной деятельности - это органы и лица, назначившие экспертизу, учреждения судебно-медицинской экспертизы, а также производящие экспертизу врачи-судебно-медицинские эксперты и судебно-медицинские эксперты.

Учреждение судебно-медицинской экспертизы - государственное учреждение, основной функцией которого является организация производства назначенных судебно-медицинских экспертиз.

Ведомственное учреждение судебно-медицинской экспертизы - государственное учреждение, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, а также других министерств и ведомств.

Объекты судебно-медицинской экспертизы - живые лица, трупы, части трупа, вещественные доказательства, материалы следственных и судебных дел, исследуемые (обследуемые) для дачи заключения по медицинским и иным вопросам, возникающим в процессе расследования или следствия уголовного или гражданского дела.

Образцы для сравнительного исследования - объекты, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, предмета, материала или вещества, необходимые эксперту для проведения судебно-медицинской экспертизы и дачи заключения.

Вещественные доказательства в судебно-медицинской экспертизе - предметы, которые были орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, а также различные внутренние органы, ткани, выделения и жидкости человека или трупа, различные материалы и вещества, которые в результате исследования могут оказаться средством для раскрытия преступления.

Судебно-медицинское исследование - вид деятельности, проводимой врачом-судебно-медицинским экспертом (судебно-медицинским экспертом, врачом-экспертом) на основании письменного отношения работника правоохранительных органов в тех случаях, когда уголовное дело не возбуждено, однако имеется необходимость в проведении исследования в судебно-медицинском порядке.

Первичная судебно-медицинская экспертиза - первое исследование объекта экспертизы с составлением заключения эксперта по его результатам.

Констатация смерти - медико-правовая процедура, проводимая в целях установления факта биологической смерти.

Судебно-медицинская экспертиза трупа (вскрытие трупа) - процессуальное действие, производимое для установления давности и причины наступления смерти, наличия, характера и механизма причинения телесных повреждений, а также для взятия органов, тканей и жидкостей от трупа на лабораторные исследования.

Судебно-медицинское исследование трупа - вид деятельности, проводимой врачом-судебно-медицинским экспертом или врачом-экспертом для установления давности и причины наступления смерти, наличия, характера и механизма причинения телесных повреждений, а также для взятия органов, тканей и жидкостей от трупа на лабораторные исследования. Судебно-медицинское исследование трупа проводится на основании письменного отношения работника правоохранительных органов, когда уголовное дело не возбуждено, однако имеется необходимость в проведении исследования в судебно-медицинском порядке.

Осмотр трупа на месте его обнаружения - следственное действие, являющееся составной частью осмотра следователем места происшествия и осуществляемое с участием врача-специалиста в области судебной медицины или иного врача.

Эксгумация - извлечение из земли погребенного мертвого тела, следственное действие, проводимое следователем с участием врача-специалиста в области судебной медицины для последующего проведения первичной или повторной судебно-медицинской экспертизы трупа.

Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего, обвиняемого и других лиц (живых лиц) - процессуальное действие, проводимое врачом-судебно-медицинским экспертом или врачом-экспертом для установления наличия, характера и давности причинения телесных повреждений, степени вреда здоровью, определения возраста, состояния здоровья, половых состояний и решения других вопросов, требующих познаний в области судебной медицины.

Судебно-медицинское обследование живых лиц - вид деятельности, проводимой врачом-судебно-медицинским экспертом или врачом-экспертом для установления наличия, характера и давности причинения телесных повреждений, степени вреда здоровья, определения возраста, состояния здоровья, половых состояний и решения других вопросов, требующих познаний в области судебной медицины. Судебно-медицинское обследование проводится на основании письменного отношения работника правоохранительных органов, когда уголовное дело не возбуждено, однако имеется необходимость в проведении обследования в судебно-медицинском порядке.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств - процессуальное действие, связанное с применением различных лабораторных методов исследования объектов судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза по материалам следственных и судебных дел - процессуальное действие, связанное с исследованием и оценкой содержащихся в материалах дела медицинской и иной документации.

Материалы судебно-медицинской экспертизы - результаты исследования объектов судебно-медицинской экспертизы, зафиксированные в письменной, электронной, фотографической или иной форме.

Заключение эксперта - результаты всех видов судебно-медицинской экспертизы, представленные в документальной форме в соответствии с действующими уголовным процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.

Акт судебно-медицинского исследования (обследования) - результаты судебно-медицинского исследования трупов, различных предметов, материалов и веществ, органов, тканей и жидкостей человека, обследования живых лиц на основании письменного отношения работника правоохранительного органа или иного учреждения, в случае, если уголовное дело не возбуждено.

Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы - учреждение судебно-медицинской экспертизы, уполномоченное федеральным органом здравоохранения выполнять функции головного учреждения на территории Российской Федерации.

Территориальный центр судебно-медицинской экспертизы - бюро судебно-медицинской экспертизы, уполномоченное органом здравоохранения субъекта Российской Федерации выполнять функции головного учреждения судебно-медицинской экспертизы на территории субъекта Российской Федерации. В структуру бюро судебно-медицинской экспертизы входят городские, межрайонные и районные отделения судебно-медицинской экспертизы, уполномоченные осуществлять судебно-медицинскую деятельность в городах, районах и поселках субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судебно-медицинской экспертизе

Законодательство Российской Федерации о судебно-медицинской экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Уголовного процессуального, гражданского процессуального и Уголовного кодексов Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 3. Принципы судебно-медицинской экспертизы

Судебно-медицинская экспертиза основывается на следующих принципах:

1) обязательности проведения экспертизы по поручению суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания или дознавателя за исключением случаев, когда потерпевший (живое лицо) не дает согласие на проведение экспертизы;

2) законности, строгого исполнения требований уголовного процессуального и гражданского процессуального законодательств;

3) добровольности при проведении судебно-медицинской экспертизы (обследования) потерпевших;

4) уважения чести и достоинства;

5) уважительного отношения к телу покойного;

6) независимости врача судебно-медицинского эксперта (судебно-медицинского эксперта, врача-эксперта) при осуществлении экспертной деятельности;

7) опоры на достоверную и полную информацию при подготовке к проведению экспертизы (исследования, обследования);

8) научной обоснованности, объективности и законности заключений судебно-медицинской экспертизы (исследования, обследования);

9) безопасности для здоровья граждан и окружающей среды;

10) ответственности участников судебно-медицинской экспертизы (исследования, обследования) и должностных лиц за организацию, проведение и качество судебно-медицинской экспертизы (исследования, обследования).

Раздел 2. Государственные гарантии обеспечения деятельности
учреждений судебно-медицинской экспертизы

Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной власти в области судебно-медицинской экспертизы

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации о судебно-медицинской экспертизе.

Правительство Российской Федерации в области судебно-медицинской экспертизы:

утверждает порядок проведения государственной судебно-медицинской экспертизы;

контролирует исполнение законодательства Российской Федерации о судебно-медицинской экспертизе федеральными органами государственной власти;

осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области судебно-медицинской экспертизы;

обеспечивает деятельность учреждений судебно-медицинской экспертизы федерального подчинения;

принимает меры по организации подготовки кадров судебно-медицинской экспертизы и их правовой и социальной защите;

ежегодно утверждает государственные минимальные социальные стандарты в области судебно-медицинской экспертизы в рамках федеральной целевой программы, направленной на совершенствование судебно-медицинской экспертизы, развитие ее системы и внедрение современных методов исследования объектов судебно-медицинской экспертизы.

Для координации деятельности в области судебно-медицинской экспертизы Правительство Российской Федерации создает Межведомственную комиссию по судебно-медицинской экспертизе в составе представителей федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении учреждения (структурные подразделения) судебно-медицинской экспертизы. Межведомственная комиссия по судебно-медицинской экспертизе при Правительстве Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о ней, которое утверждается Правительством Российской Федерации.

Финансирование федеральных учреждений судебно-медицинской экспертизы может осуществляться из иных внебюджетных источников, не запрещенных законом.

Статья 5. Вопросы ведения субъектов Российской Федерации в области судебно-медицинской экспертизы

К ведению субъектов Российской Федерации в области судебно-медицинской экспертизы на соответствующих территориях относятся:

осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о судебно-медицинской экспертизе;

обеспечение деятельности территориальных центров судебно-медицинской экспертизы;

создание межтерриториальных центров судебно-медицинской экспертизы;

обеспечение взаимодействия органов правопорядка с территориальными центрами судебно-медицинской экспертизы в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, повлекших за собой человеческие жертвы;

выполнение иных задач по обеспечению гарантий в области судебно-медицинской экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование территориальных центров судебно-медицинской экспертизы может осуществляться из иных внебюджетных источников, не запрещенных законом.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области судебно-медицинской экспертизы

К полномочиям органов местного самоуправления в области судебно-медицинской экспертизы на соответствующей территории относятся:

принятие мер по обеспечению деятельности структурных подразделений территориальных центров судебно-медицинской экспертизы;

осуществление мер по координации деятельности медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения с работниками структурных подразделений территориальных центров судебно-медицинской экспертизы;

обеспечение взаимодействия органов правопорядка со структурными подразделениями территориальных центров судебно-медицинской экспертизы в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, повлекших за собой человеческие жертвы;

выполнение иных задач по обеспечению гарантий в области судебно-медицинской экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

раздел 3. Организационные основы судебно-медицинской экспертизы


Статья 7. Государственная система судебно-медицинской экспертизы

Государственная система судебно-медицинской экспертизы включает Межведомственную комиссию по судебно-медицинской экспертизе при Правительстве Российской Федерации, Федеральный и территориальные центры судебно-медицинской экспертизы, структурные подразделения (кафедры, курсы) судебной медицины образовательных учреждений, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. К государственной системе судебно-медицинской экспертизы относятся также ведомственные учреждения судебно-медицинской экспертизы, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных министерств и ведомств.

Судебно-медицинская экспертиза осуществляется в соответствии с едиными профессиональными стандартами, разрабатываемыми Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы и утверждаемыми федеральным органом здравоохранения.

Государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы осуществляют свою деятельность на условиях формируемого Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов, на основе унифицированных требований к материально-технической базе.

Нормативные правовые документы в области судебно-медицинской экспертизы разрабатываются Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы, утверждаются федеральным органом здравоохранения и являются обязательными к исполнению в государственной системе судебно-медицинской экспертизы на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения единства политики в области судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации территориальные центры (бюро) и ведомственные учреждения судебно-медицинской экспертизы обязаны один раз в полгода представлять в Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы отчет об экспертной деятельности, составленный по форме, утвержденной Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы и согласованной с руководством министерств и ведомств, имеющих в своем подчинении учреждения (структурные подразделения) судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза производится учреждениями судебно-медицинской экспертизы в рамках установленной сферы обслуживания (в соответствии с закрепленными за ними контингентами и регионами обслуживания), которые определяются соответствующими министерствами или ведомствами, имеющими в своем подчинении учреждения и структурные подразделения судебно-медицинской экспертизы.

Экспертная деятельность, выполняемая учреждениями судебно-медицинской экспертизы вне рамок установленной сферы обслуживания, оплачивается на договорной основе.

Учреждения судебно-медицинской экспертизы не подлежат приватизации и передаче в доверительное управление (траст).

Статья 8. Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы

Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы обеспечивает координацию деятельности учреждений и структурных подразделений судебно-медицинской экспертизы, осуществляет организационно-методическое руководство и формирует нормативную правовую базу в этой сфере.

Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы находится в ведении федерального органа здравоохранения, имеет в оперативном управлении здания с прилегающей территорией, соответствующее лабораторное и иное оборудование, аппаратуру, транспортные средства, хозяйственный инвентарь и другое имущество, позволяющее ему на современном уровне выполнять закрепленные за ним функции.

Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы выполняет следующие функции:

1) создает нормативную правовую базу в области судебно-медицинской экспертизы с учетом действующего законодательства;

2) осуществляет организационно-методическое руководство экспертной деятельностью территориальных центров (бюро) судебно-медицинской экспертизы субъектов Российской Федерации;

3) контролирует путем проведения плановых инспекций и проверки экспертных заключений экспертную деятельность территориальных центров (бюро) судебно-медицинской экспертизы субъектов Российской Федерации и представляет соответствующим органам здравоохранения рекомендации по повышению качества и эффективности работы этих центров;

4) организует и выполняет особо сложные повторные, а в отдельных случаях первичные судебно-медицинские экспертизы, требующие применения современных лабораторных методов исследования, а также проводит повторные комиссионные и комплексные экспертизы по материалам следственных и судебных дел после экспертиз, проведенных территориальными центрами судебно-медицинской экспертизы субъектов Российская Федерации;

5) обеспечивает координацию деятельности учреждений и структурных подразделений судебно-медицинской экспертизы при ликвидации стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

6) проводит научные исследования по актуальным проблемам судебной медицины, разрабатывает диагностические программные средства по отдельным видам судебно-медицинских экспертиз и внедряет в экспертную практику новые технологии; координирует, в том числе, на межведомственной основе, научно-исследовательскую деятельность в области судебной медицины в Российской Федерации;

7) рецензирует по поручению федеральных органов исполнительной власти проекты нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к судебно-медицинской экспертизе;

8) высказывает консультативную помощь работникам учреждений и структурных подразделений судебно-медицинской экспертизы и правоохранительных органов Российской Федерации;

9) проводит лицензирование территориальных центров, ведомственных учреждений судебно-медицинской экспертизы и кафедр (курсов) судебной медицины образовательных учреждений;

10) участвует в сертификации и аттестации работников учреждений судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации;

11) участвует в последипломной подготовке и повышении квалификации работников учреждений судебно-медицинской экспертизы;

12) организует выездные тематические семинары/совещания работников учреждений судебно-медицинской экспертизы по актуальным проблемам экспертной деятельности;

13) взаимодействует с учреждениями здравоохранения и другими учреждениями при проведении мероприятий по улучшению качества профилактической, диагностической и лечебной работы;

14) осуществляет международные связи и обмен опытом работы, проводит совместные исследования по судебной медицине с зарубежными учеными и научными учреждениями;

15) представляет ежегодно в федеральный орган здравоохранения сводный отчет об экспертной деятельности в области судебной медицины в Российской Федерации;

16) осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о нем, утверждаемом федеральным органом здравоохранения.

Статья 9. Территориальный центр судебно-медицинской экспертизы

Территориальный центр судебно-медицинской экспертизы обеспечивает потребности правоохранительных органов в производстве судебно-медицинской экспертизы, а также участвует в деятельности по улучшению качества медицинской помощи населению.

Территориальный центр судебно-медицинской экспертизы находится в ведении органа здравоохранения субъекта Российской Федерации и имеет в оперативном управлении здания с прилегающей территорией, соответствующее лабораторное и иное оборудование, аппаратуру, транспортные средства, хозяйственный инвентарь и другое имущество, необходимое для выполнения закрепленных за ним функций.

Территориальный центр судебно-медицинской экспертизы осуществляет следующие функции:

1) производит судебно-медицинскую экспертизу живых лиц, включая судебно-медицинское обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц с целью установления характера телесных повреждений, их тяжести вреда здоровью, механизма и давности их образования, определения половых состояний и состояния здоровья, а также для решения других вопросов, поставленных судом, судьей, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем;

2) производит судебно-медицинские экспертизу и судебно-медицинское исследование трупов, с целью установления или исключения наличия признаков насильственной смерти, определения причины смерти, определения давности наступления смерти, а также для решения других вопросов, поставленных судом, судьей, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем;

3) производит судебно-медицинские экспертизу и судебно-медицинское исследование различных объектов путем применения современных лабораторных методов анализа;

4) производит судебно-медицинскую экспертизу по материалам судебных и следственных дел;

5) организует участие врачей судебно-медицинских экспертов в качестве врачей специалистов в области судебной медицины в первоначальных и других следственных действиях (осмотр трупа на месте его обнаружения, эксгумация, освидетельствование, изъятие образцов для сравнительного исследования и др.);

6) внедряет в судебно-медицинскую практику новые методы исследования в порядке, установленном федеральным органом здравоохранения;

7) информирует орган здравоохранения субъекта Российской Федерации о всех случаях выявления дефектов диагностики и лечения;

8) обобщает судебно-медицинские материалы о скоропостижной смерти, промышленном, уличном и бытовом травматизме, отравлениях и других видах смерти с целью выявления факторов, имеющих значение для разработки органами здравоохранения профилактических мероприятий;

9) контролирует деятельность всех структурных подразделений, входящих в состав территориального центра, включая городские, межрайонные и районные отделения судебно-медицинской экспертизы;

10) обеспечивает в установленном Порядке подготовку и систематическое усовершенствование специалистов территориального центра в структурных подразделениях образовательных и научных учреждений;

11) организует по согласованию с органами местного самоуправления межрайонные, районные и городские отделения судебно-медицинской экспертизы на базе больниц, расположенных вне центра субъекта Российской Федерации;

12) выполняет другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Межтерриториальные центры судебно-медицинской экспертизы

Межтерриториальные центры судебно-медицинской экспертизы организуются на договорной основе между органами здравоохранения отдельных субъектов Российской Федерации с целью производства высокотехнологичных экспертных лабораторных исследований.

Статья 11. Взаимоотношения учреждений судебно-медицинской экспертизы с другими учреждениями и правоохранительными органами

Судебно-медицинские экспертизы по уголовным делам потерпевших, обвиняемых и других лиц, а также трупов (в том числе лиц, умерших в лечебных учреждениях) и вещественных доказательств по поручению суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания или дознавателя производятся на бесплатной основе.

Судебно-медицинские экспертизы по гражданским делам и делам о привлечении медицинских работников за профессиональные правонарушения производятся на контрактной (договорной) основе путем осуществления платежа за выполненную экспертизу.

Судебно-медицинские экспертизы крови (волос) по гражданским делам по поручению суда или судьи с применением судебно-биологических и молекулярно-генетических исследований в случаях определения отцовства и подмены детей производятся на контрактной (договорной) основе путем осуществления платежа за выполненную экспертизу.

Судебно-медицинские исследования крови (волос) в случаях определения отцовства и подмены детей производятся по просьбе граждан на контрактной (договорной) основе путем осуществления платежа за выполненное исследование.

Судебно-медицинские исследования органов, тканей, рвотных масс, жидкостей и выделений больных, находящихся на стационарном лечении, с применением судебно-химических, спектральных и иных лабораторных методов производятся по поручению руководителей лечебных, научных или образовательных учреждений на контрактной (договорной) основе путем осуществления платежа за выполненное исследование.

Судебно-медицинские экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, а также трупов, вещественных доказательств и по материалам следственных и судебных дел по поручению судов, судей, прокурора, следователя, органа дознания, министерств или ведомств, в ведении которых имеются самостоятельные учреждения (структурные подразделения) судебно-медицинской экспертизы, производятся на контрактной (договорной) основе путем осуществления платежа за выполненную экспертизу.

Стоимость услуг по проведению судебно-медицинской экспертизы или судебно-медицинского исследования определяется территориальным центром судебно-медицинской экспертизы по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок определения стоимости услуг в области судебно-медицинской экспертизы устанавливаются Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы и утверждаются федеральным органом здравоохранения.

Раздел 4. Правовые основы судебно-медицинской экспертизы



Статья 12. Право на деятельность в области судебно-медицинской экспертизы

Право на проведение судебно-медицинской экспертизы предоставляется лицам, имеющим звание врача, сертификат специалиста - врача судебно-медицинского эксперта, выданный государственным образовательным учреждением здравоохранения последипломной подготовки или иными государственными учреждениями с правом последипломной подготовки в области судебно-медицинской экспертизы.

Право на проведение судебно-медицинской экспертизы с применением лабораторных методов исследования объектов судебно-медицинской экспертизы предоставляется (наряду с врачами) лицам, имеющим высшее немедицинское (химическое, физическое, биологическое, техническое, математическое и др.) образование, сертификат специалиста - судебно-медицинского эксперта, выданный государственным образовательным учреждением здравоохранения последипломной подготовки или Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы.

Лица, занятые в области судебно-медицинской экспертизы, относятся к работникам здравоохранения и пользуются всеми предусмотренными для этой категории правами.

Аттестация работников, участвующих в проведении судебно-медицинской экспертизы, в целях присвоения им соответствующей категории осуществляется в зависимости от подчиненности учреждения судебно-медицинской экспертизы федеральным органом здравоохранения, органом здравоохранения субъекта Российской Федерации либо соответствующим министерством (ведомством), имеющим в своем подчинении подразделения судебно-медицинской экспертизы.



Статья 13. Лицензирование судебно-медицинской деятельности

Организация и производство судебно-медицинских экспертиз учреждениями (структурными подразделениями) судебно-медицинской экспертизы допускается при условии наличия у них лицензии на право занятия судебно-медицинской экспертной деятельностью.

Лицензирование территориальных центров, ведомственных структурных подразделений судебно-медицинской экспертизы, кафедр (курсов) судебной медицины осуществляется Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы.

Условия и порядок лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности на территории Российской Федерации определяется федеральным органом здравоохранения.



Статья 14. Процессуальное положение врача-судебно-медицинского эксперта (судебно-медицинского эксперта)

Врач-судебно-медицинский эксперт (судебно-медицинский эксперт) является субъектом гражданского и уголовного процесса, привлекаемым для дачи заключения по вопросам, имеющим значение для дела.

Врач-судебно-медицинский эксперт (судебно-медицинский эксперт) участвует в исследовании обстоятельств дела только по вопросам, относящимся к предмету порученной ему экспертизы и имеющим значение для дачи заключения.

Права и обязанности врача судебно-медицинского эксперта (судебно-медицинского эксперта) определяются гражданским процессуальным и уголовным процессуальным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом о государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.


Раздел 5. Проведение судебно-медицинской экспертизы

Статья 15. Заключение эксперта (комиссии экспертов)

После производства исследований с учетом их результатов врач-судебно-медицинский эксперт (судебно-медицинский эксперт), комиссия экспертов составляют письменное заключение, удостоверенное их подписью и печатью учреждения судебно-медицинской экспертизы (или его структурного подразделения), а при комплексной экспертизе - печатью учреждений, принимавших участие в производстве экспертизы.

Материалы, иллюстрирующие экспертное заключение и его результаты, прилагают к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты экспертных исследований, хранятся в учреждении судебно-медицинской экспертизы или ином учреждении, участвовавшем в производстве экспертизы. По требованию органа или лица, назначившего экспертизу, они представляются для приобщения к делу.

Заключение эксперта (комиссии экспертов) составляется в соответствии с установленной формой, утверждаемой федеральным органом здравоохранения.

Условия и порядок хранения материалов экспертного исследования устанавливаются Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы.

Запрещается подменять заключение эксперта (комиссии экспертов) различными справками и выписками, а также употреблять для составления судебно-медицинских документов неутвержденные формы и бланки анкетного типа.

Статья 16. Акт судебно-медицинского исследования (обследования)

В случаях, когда уголовное дело еще не возбуждено, однако имеется необходимость в проведении исследования (обследования) в судебно-медицинском порядке, допускается судебно-медицинское обследование живого лица или судебно-медицинское исследование трупа или иных объектов на основании письменного отношения органов правопорядка, учреждений здравоохранения, должностных лиц, а также заявлений граждан с целью выявления признаков, служащих основанием для возбуждения уголовного дела.

После производства исследования (обследования) с учетом его результатов врач-судебно-медицинский эксперт (эксперты) составляет соответствующий акт, который заверяется его подписью и печатью учреждения судебно-медицинской экспертизы или его структурного подразделения.

В акте судебно-медицинского исследования (обследования) должно быть отражено:

1) время и место производства судебно-медицинского исследования (обследования);

2) основание для проведения исследования (обследования);

3) данные об органе или лице, поручившем проведение судебно-медицинского исследования (обследования);

4) сведения о враче-судебно-медицинском эксперте (экспертах), которому (которым) поручено проведение исследования (обследования);

5) объекты исследования (обследования), в том числе:

а) при судебно-медицинском исследовании трупа - фамилия, имя, отчество и возраст умершего;

б) при судебно-медицинском обследовании живых лиц - фамилия, имя, отчество и возраст потерпевшего или иного лица, местожительство, документ, подтверждающий личность;

в) при судебно-медицинском исследовании различных предметов, следов на них, веществ и изделий, которые могут содержать информацию о совершенном правонарушении;

6) вопросы, поставленные перед врачом-судебно-медицинским экспертом (экспертами);

7) краткие предварительные сведения;

8) содержание и результаты экспертного исследования (обследования) с указанием примененных методов, а также лиц, проводивших исследование (обследование) в составе комиссии экспертов;

9) оценка результатов исследования (обследования), обоснование и формулирование заключения по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие судебно-медицинское исследование (обследование) и его результаты, прилагаются к акту и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты проведенного исследования (обследования), хранятся в учреждении судебно-медицинской экспертизы. По требованию органа или лица, поручившего проведение судебно-медицинского исследования (обследования), они представляются для приобщения к делу.

Если постановление (определение) о назначении судебно-медицинской экспертизы вручено эксперту (экспертам) после окончания или производства судебно-медицинского исследования (обследования) и составления акта, заключение эксперта (комиссии экспертов) оформляется на основании данного акта. В этом случае заполняется установленная форма Заключения эксперта, перечисляются поставленные на разрешение вопросы и формулируются выводы. К Заключению эксперта прилагается Акт судебно-медицинского исследования (обследования).

Статья 17. Виды судебно-медицинской экспертизы

В учреждении судебно-медицинской экспертизы производятся следующие виды экспертиз:

1) судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц;

2) судебно-медицинская экспертиза трупа;

3) судебно-медицинская экспертиза по материалам судебных и следственных дел, в том числе по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников;

4) судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, включающая экспертизы:

судебно-биологическую;

судебно-химическую;

медико-криминалистическую;

судебную молекулярно-генетическую;

судебно-биохимическую;

судебно-гистологическую;

судебно-спектральную;

судебно-микробиологическую (вирусологическую);

5) судебно-медицинская экспертиза в процессе судебного следствия.

Условия и порядок проведения отдельных видов судебно-медицинских экспертиз определяются нормативными правовыми актами, разрабатываемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы и утверждаемыми федеральным органом здравоохранения.

Статья 18. Условия проведения судебно-медицинской экспертизы

Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц производится в специально выделенных помещениях, соответствующих действующим санитарно-техническим и санитарно-гигиеническим нормам и обеспеченных необходимым оборудованием, лабораторной посудой, реактивами и хозяйственным инвентарем.

Для производства экспертизы в городских, межрайонных и районных отделениях судебно-медицинской экспертизы органы местного самоуправления обязаны обеспечить экспертов помещением в учреждении здравоохранения (врачебным кабинетом в поликлинике) и оказывают им другую необходимую помощь.

Запрещается проводить судебно-медицинскую экспертизу живых лиц в помещениях учреждения патологоанатомической экспертизы (морге).

Судебно-медицинская экспертиза трупов производится в учреждении судебно-медицинской или патологоанатомической экспертизы (морге), имеющем необходимый набор помещений, соответствующих действующим санитарно-техническим и санитарно-гигиеническим нормам, обеспеченных необходимым оборудованием, лабораторной посудой, реактивами и хозяйственным инвентарем.

Для производства экспертизы в городских, межрайонных и районных отделениях судебно-медицинской экспертизы органы местного самоуправления обязаны обеспечить экспертов необходимым набором помещений в учреждениях патологоанатомической экспертизы (моргов).

При необходимости производства судебно-медицинской экспертизы трупа не на базе учреждения судебно-медицинской экспертизы, в том числе в полевых условиях, орган или лицо, назначившее экспертизу, обязаны обеспечить экспертов необходимыми условиями для работы и оказать содействие в транспортировке в сохранном виде изъятых объектов в лабораторные подразделения учреждения судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и иных объектов производится в специальных лабораторных структурных подразделениях учреждения судебно-медицинской экспертизы. Каждое подразделение должно быть обеспечено необходимым набором помещений, соответствующих действующим санитарно-техническим и санитарно-гигиеническим нормам, современным оборудованием и приборами, лабораторной посудой, химическими реактивами и другими реагентами, хозяйственным инвентарем.

Статья 19. Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего, обвиняемого и других лиц (судебно-медицинская экспертиза живых лиц)

Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего, обвиняемого и других лиц (судебно-медицинскую экспертизу живых лиц) производится для установления вида, формы, локализации, размеров, давности образования телесного повреждения, тяжести причиненного вреда здоровью, определения возраста, состояния здоровья, стойкой утраты трудоспособности, половых состояний и разрешения других вопросов, требующих познаний в области судебной медицины.

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц производится врачом-судебно-медицинским экспертом (врачом-экспертом).

При проведении экспертизы лицу, подвергающегося экспертному обследованию, должны быть обеспечены гарантии соблюдения его прав и законных интересов.

Судебно-медицинская экспертиза детей, не достигших 16-летнего возраста, проводится в присутствии родителей, лиц, их заменяющих или педагога.

Следователь не вправе присутствовать при экспертизе лица другого пола, если она сопровождается обнажением тела обследуемого.

Статья 20. Согласие на судебно-медицинскую экспертизу

Судебно-медицинская экспертиза пострадавшего (свидетеля) может проводиться только с его добровольного согласия.

Пострадавший (свидетель), способный дать согласие на судебно-медицинскую экспертизу, может отказаться от ее проведения. Отказ оформляется письменно и удостоверяется подписью пострадавшего (свидетеля). В случае отказа следователь должен разъяснить пострадавшему (свидетелю) юридические последствия принятого им решения.

Судебно-медицинская экспертиза пострадавших, не способных дать на нее согласие по состоянию здоровья на момент проведения экспертизы, не производится.

Судебно-медицинская экспертиза пострадавших, не достигших 18летнего возраста, либо пострадавших, признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по решению лица, проводящего следствие.

Судебно-медицинская экспертиза подозреваемых, обвиняемых и подсудимых проводится без получения их согласия по решению органа или лица, назначившего экспертизу.

В случае агрессивного поведения при проведении судебно-медицинской экспертизы подозреваемых, обвиняемых или подсудимых врачу-судебно-медицинскому эксперту должны быть обеспечены гарантии его личной безопасности.

Судебно-медицинская экспертиза подозреваемого, обвиняемого или подсудимого может быть отложена или приостановлена по медицинским показаниям. В этом случае вопрос о возможности проведения судебно-медицинской экспертизы решается лечащим врачом.

Статья 21. Судебно-медицинская экспертиза трупа

Судебно-медицинская экспертиза трупа производится для определения причины смерти, характера телесных повреждений, механизма их образования, давности наступления смерти и разрешения других вопросов, требующих познаний в области судебной медицины.

Судебно-медицинскую экспертизу трупа производит врач-судебно-медицинский эксперт (врач-эксперт).

Следователь имеет право присутствовать при производстве судебно-медицинской экспертизы трупа. О месте и времени ее следователь должен быть своевременно извещен экспертом. Присутствие обвиняемого и других лиц при производстве экспертизы допускается только с разрешения суда или следователя.

Статья 22. Судебно-медицинская экспертиза по материалам судебных и следственных дел

Судебно-медицинская экспертиза по материалам судебных и следственных дел производится путем исследования заключений всех ранее проведенных судебно-медицинских и иных экспертиз, данных осмотра трупа на месте его обнаружения и осмотра места происшествия, протоколов патологоанатомического вскрытия трупов, данных индивидуальных карт амбулаторного или стационарного больного, протоколов клинических, клинико-анатомических и поликлинико-анатомических конференций, сведений из протоколов допросов, объяснений, справок и других следственных данных и медицинских документов для разрешения вопросов, поставленных органом или лицом, назначившим экспертизу.

Экспертиза по материалам судебных и следственных дел производится комиссией экспертов (трех и более) одной специальности (комиссионная экспертиза) или комиссией экспертов разных специальностей (комплексная экспертиза).

Следователь (суд) имеет право присутствовать при производстве экспертизы по материалам судебных и следственных дел. О месте и времени ее следователь (суд) должен быть своевременно извещен руководителем экспертного учреждения. Присутствие обвиняемого и других лиц при производстве экспертизы допускается только с разрешения суда или следователя.

Статья 23. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и иных объектов

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и иных объектов производится с помощью лабораторных методов исследования для разрешения различных вопросов, поставленных органом или лицом, назначившим экспертизу.

К видам судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств и иных объектов относятся:

1) Судебно-биологическая экспертиза - производится с целью определения наличия, вида, группы, пола и иных признаков объектов биологического происхождения (крови, выделений, волос, костной или иной ткани, и др.) на предполагаемых орудиях (предметах) преступления и других вещественных доказательствах.

Экспертизу производят врачи-судебно-медицинские эксперты, судебно-медицинские эксперты с высшим биологическим образованием, состоящие в штате учреждения судебно-медицинской экспертизы.

2) Судебно-химическая экспертиза - производится с целью выделения, идентификации и количественного определения или исключения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ, продуктов их превращения во внутренних органах, тканях и биологических жидкостях организма человека, а также в фармацевтических препаратах, пищевых продуктах, напитках, среде и предметах, окружающих человека, являющихся вещественными доказательствами.

Экспертизу производят судебно-медицинские эксперты с высшим фармацевтическим или химическим образованием, состоящие в штате учреждения судебно-медицинской экспертизы.

3) Медико-криминалистическая экспертиза - производится с целью установления наличия следов, их вида, механизма и условий образования, определения свойств орудия травмы и его отождествления, установления целого по частям, факта поражения снарядом огнестрельного оружия, определения количества повреждений и последовательности выстрелов, локализации входных и выходных огнестрельных повреждений, дистанции выстрелов, положения и позы потерпевшего в момент причинения огнестрельных повреждений, причинения выстрела через преграду и после рикошета снаряда, механизма и условий возникновения повреждений тела и одежды при взрывной травме; определения видовой принадлежности костных останков, количества трупов, которым они принадлежали, их расовой, половой и возрастной принадлежности, прижизненной длины тела и других его размеров, особенностей строения тела, наличия признаков имевшихся заболеваний, телесных повреждений, их характера и давности, признаков словесного портрета и других индивидуальных особенностей, установления личности неопознанных останков (судебно-медицинская идентификация личности); определения наличия на одежде и теле трупа в повреждениях тела инородных микрообъектов, факта переноса (внедрения) веществ и микрообъектов с орудия травмы на одежду и тело потерпевшего; установления соответствия показаний участников событий о динамике процессов причинения и получения телесных повреждений объективным данным, добытым следственным и экспертным путем, а также возможности образования исследуемых повреждений (следов) при конкретных обстоятельствах и условиях.

Экспертизу производят врачи-судебно-медицинские эксперты; некоторые виды исследований выполняют судебно-медицинские эксперты с высшим биологическим и техническим образованием, состоящие в штате учреждения судебно-медицинской экспертизы.

4) Судебная молекулярно-генетическая экспертиза - производится с целью идентификации личности и определения биологического родства и иных признаков объектов биологического происхождения (жидкой крови и выделений организма человека, следов на вещественных доказательствах, зубах, костях, волосах человека).

Экспертизу производят врачи-судебно-медицинские эксперты или судебно-медицинские эксперты с высшим биологическим (по профилю физико-химической биологии) образованием, состоящие в штате учреждения судебно-медицинской экспертизы.

5) Судебно-биохимическая экспертиза - производится с целью выделения и количественного определения биохимических показателей во внутренних органах, тканях и биологических жидкостях трупа для уточнения причины смерти и решения других вопросов, связанных с судебно-медицинской экспертизой трупа.

Экспертизу производят врачи-судебно-медицинские эксперты или судебно-медицинские эксперты с высшим биологическим образованием, состоящие в штате учреждения судебно-медицинской экспертизы.

6) Судебно-гистологическая экспертиза- производится с целью установления наличия и оценки патологических изменений в органах и тканях трупа, обусловленных насильственными воздействиями или заболеваниями, определения прижизненности и давности повреждений, а также решения иных вопросов, связанных с судебно-медицинской экспертизой трупа.

Экспертизу производят врачи-судебно-медицинские эксперты, состоящие в штате учреждения судебно-медицинской экспертизы;

7) Судебно-спектральная экспертиза- производится с целью установления орудия травмы по отложениям металлов в зоне повреждения тела и одежды пострадавшего, определения природы загрязнения или инородных включений в повреждениях, диагностики повышенного содержания отдельных металлов в органах, тканях, жидкостях и выделениях человека или его трупа; обнаружения и идентификации различных введенных извне ядовитых веществ и лекарственных средств во внутренних органах, тканях, жидкостях и выделениях человека; определения дистанции выстрела по его основным металлам в зоне входного огнестрельного отверстия на теле и одежде пострадавшего, различных видов безоболочечных и оболочечных пуль, установления огнестрельных повреждений пулями специального назначения; определения видовой принадлежности костных останков, возраста человека по хрящевой ткани трупа, а также для разрешения других вопросов, требующих применения спектральных методов анализа.

Экспертизу производят судебно-медицинские эксперты, имеющие высшее химическое или физическое, а в отдельных случаях высшее медицинское или высшее техническое образование, состоящие в штате учреждения судебно-медицинской экспертизы.

8) Судебно-микробиологическая (вирусологическая) экспертиза - производится с целью установления причины смерти в результате инфекционных (в том числе особо опасных) заболеваний или бактериальных пищевых отравлений путем исследования крови, внутренних органов и тканей, биологических жидкостей и выделений, мазков и отпечатков органов, их слизистых оболочек от трупа. Изъятие материала обычно производится специалистом бактериологической (вирусологической) лаборатории санэпиднадзора, в случае его отсутствия - врачом судебно-медицинским экспертом.

Экспертизу производит лицо с высшим медицинским или биологическим образованием, состоящее в штате бактериологической (вирусологической) лаборатории органов санэпиднадзора или учреждения судебно-медицинской экспертизы.

Статья 24. Судебно-медицинская экспертиза в процессе судебного следствия

Судебно-медицинская экспертиза в процессе судебного следствия производится с целью проверки всех имеющихся в материалах дела судебно-медицинских данных, полученных на предварительном следствии.

Эксперт, участвует в исследовании всех обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, и может принимать участие в осмотрах вещественных доказательств и мест происшествия, в проведении экспериментов и других судебных действиях.

В процессе судебного следствия эксперт может производить повторное обследование потерпевшего или обвиняемого, повторное исследование трупа или вещественных доказательств.

Эксперт оформляет в виде заключения ответы на вопросы суда, обвинителя, защитника, подсудимого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей и оглашает его в судебном заседании.

При производстве в суде экспертизы несколькими экспертами и получении единодушных выводов составляется и подписывается одно общее заключение, а при наличии разногласий - составляются отдельные заключения, каждое из которых оглашается в судебном заседании.

Раздел 6. Деятельность, связанная с проведением судебно-медицинской
экспертизы

Статья 25. Участие судебно-медицинского эксперта в осмотре трупа на месте происшествия (обнаружения)

Участие судебно-медицинского эксперта в осмотре трупа на месте происшествия (обнаружения) регламентируется уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом здравоохранения.

Для квалифицированного осмотра места происшествия и трупа следователь привлекает врача-специалиста в области судебной медицины. В отсутствие врача-судебно-медицинского эксперта к участию в осмотре трупа на месте происшествия может быть привлечен врач любой другой специальности.

Врач, участвующий в осмотре трупа на месте происшествия, не обладает правами и обязанностями судебно-медицинского эксперта; выступает как сведущее лицо - специалист. Мнения и объяснения врача на месте происшествия не являются заключением и даются следователю устно.

На месте обнаружения трупа врач-специалист в области судебной медицины выполняет следующие функции:

1) выявляет признаки, позволяющие судить о факте и времени наступления смерти, о характере, механизме и давности возникновения повреждений;

2) консультирует следователя по вопросам, связанным с наружным осмотром трупа на месте его обнаружения и последующим проведением судебно-медицинской экспертизы;

3) оказывает следователю помощь в обнаружении и изъятии следов, похожих на кровь, сперму и другие выделения человека, а также различных веществ, предметов, орудий и иных объектов;

4) помогает следователю в описании в протоколе осмотра места происшествия результатов осмотра трупа и других биологических объектов;

5) оказывает помощь следователю в формулировании вопросов, подлежащих разрешению при проведении судебно-медицинской экспертизы трупа и вещественных доказательств биологического и иного происхождения.

Врач-специалист в области судебной медицины, производивший осмотр трупа на месте его обнаружения, может в дальнейшем проводить судебно-медицинскую экспертизу этого трупа и давать письменное заключение в качестве врача-судебно-медицинского эксперта.

Врач-специалист в области судебной медицины может быть привлечен к участию в дополнительном или повторном осмотре места происшествия, когда в процессе дознания, предварительного расследования или судебного разбирательства в этом возникает необходимость.

Статья 26. Требования к документационному обеспечению судебно-медицинской экспертизы

В постановлении судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание или определении суда о назначении судебно-медицинской экспертизы указываются конкретные основания для назначения экспертизы, учреждение или эксперт, которым поручается проведение экспертизы, излагаются вопросы, подлежащие разрешению и перечисляются материалы, представляемые в распоряжение учреждения (эксперта).

Для проведения судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц орган или лицо, назначившее экспертизу, должны представить следующие материалы:

1) паспорт или иной документ с фотографией, удостоверяющий личность обследуемого (при отсутствии документа личность удостоверяется работником органов следствия или дознания, о чем делается отметка в Заключении эксперта);

2) подлинники медицинских документов (карта амбулаторного больного, карта стационарного больного), содержащие объективные сведения о состоянии обследуемого, результаты анализов и применения специальных методов исследования (рентгенограммы, электрокардиограммы, электроэнцефалограммы и др.);

3) подлинник акта судебно-медицинского обследования потерпевшего, составленного до возбуждения уголовного дела.

Производство судебно-медицинской экспертизы потерпевшего только по медицинским документам допускается лишь в исключительных случаях при невозможности обследования его экспертом и при наличия подлинников медицинских документов, содержащих исчерпывающие данные о характере телесных повреждений, их клиническом течении и иные сведения, необходимые для производства судебно-медицинской экспертизы.

Для проведения судебно-медицинской экспертизы трупа орган или лицо, назначившее экспертизу, должны представить следующие материалы:

1) копию протокола осмотра места происшествия;

2) отрывной талон к "Сопроводительному листу" врача (фельдшера) бригады скорой медицинской помощи (в случае смерти на улице и в иных общественных местах);

3) подлинник медицинской карты стационарного больного и одежду умершего (в случае смерти в учреждении здравоохранения);

4) акт судебно-медицинского исследования трупа, составленного до возбуждения уголовного дела;

5) протокол патологоанатомического вскрытия трупа.

Для проведения судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств орган или лицо, назначившее экспертизу, должны представить следующие материалы:

1) копию исследовательской части Заключения эксперта (судебно-медицинской экспертизы трупа);

2) предметы, орудия, вещества, а также следы и иные объекты, изъятые следователем на месте происшествия или на месте обнаружения трупа;

3) образцы для сравнительного исследования.

Для проведения судебно-медицинской экспертизы по материалам судебных и следственных дел, в том числе по делам, связанным с профессиональными правонарушениями медицинских работников, орган или лицо, назначившее экспертизу, должны представить уголовное или гражданское дело, содержащее следующие подлинные документы, включая:

1) протокол осмотра места происшествия;

2) Заключения экспертов по результатам проведенных судебно-медицинских экспертиз трупов, потерпевших, обвиняемых и других лиц, вещественных доказательств;

3) Заключения комиссионной экспертизы по материалам дела;

6) Акты судебно-медицинского исследования трупов и иных объектов, обследования потерпевших, обвиняемых и других лиц;

7) Акты судебно-гистологического, судебно-химического исследования;

6) протоколы патологоанатомического вскрытия трупа;

7) протоколы исследования биопсийного или операционного материала;

8) индивидуальные карты амбулаторного и стационарного больного;

9) история родов, протокол исследования последа, протокол патологоанатомического вскрытия мертвого плода или трупа (новорожденного (мертворожденного) ребенка;

10) протоколы клинико-анатомических и поликлинико-анатомических конференций;

11) документы ведомственного расследования;

12) характеристики привлекаемых к уголовной ответственности медицинских работников;

13) при необходимости - подлежащие исследованию вещественные доказательства и другие объекты.

Статья 27. Доставка трупов, вещественных доказательств, материалов судебных и следственных дел на судебно - медицинскую экспертизу

Тело трупа может доставляться любым видом транспорта с соблюдением санитарных норм, установленных федеральным органом здравоохранения.

При обнаружении трупа с внешними признаками насильственной смерти своевременную доставку в учреждение судебно-медицинской экспертизы (морг) трупа, его одежды и других предметов, непосредственно относящихся к трупу, и их сохранность обеспечивает лицо, назначившее судебно-медицинскую экспертизу.

При обнаружении трупа без внешних признаков насильственной смерти работник правоохранительных органов, прибывший на место обнаружения тела покойного, обязан вызвать медицинского работника для констатации смерти и немедленно обеспечить транспортировку трупа на судебно-медицинскую экспертизу (исследование).

Транспортировка тела покойного без внешних признаков насильственной смерти в учреждение судебно-медицинской экспертизы (морг) осуществляется при наличии выдаваемого медицинским работником документа, подтверждающего факт смерти (акт констатации смерти), и сопроводительного документа (направления), оформляемого работником органов внутренних дел.

Транспортировка трупа в учреждение судебно-медицинской экспертизы (морг) может осуществляться специальным транспортом учреждений судебно-медицинской экспертизы, службы скорой медицинской помощи, либо службой эвакуации, образованной органом местного самоуправления.

Доставку материалов судебных и следственных дел (лично, с нарочным, по почте и др.) обеспечивает лицо, назначившее судебно-медицинскую экспертизу.

Своевременную доставку и сохранность вещественных доказательств, взятых из трупа объектов биологического происхождения, одежды, извлеченных из трупа инородных тел (огнестрельных снарядов, их фрагментов и др.), образцов для сравнительного исследования и иных объектов в лабораторные структурные подразделения учреждения судебно-медицинской экспертизы обеспечивает лицо, назначившее судебно-медицинскую экспертизу.

Статья 28. Порядок хранения объектов судебно-медицинской экспертизы

Трупы в учреждении судебно-медицинской экспертизы должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность и уважение к телу покойного.

Не допускается введение в труп консервирующих веществ до окончания полного исследования трупа, если оно не вызвано потребностями применения соответствующей методики предварительной фиксации какого-либо органа (например, головного мозга).

Условия и порядок хранения тела покойного до и после проведения судебно-медицинской экспертизы (исследования) определяются Федеральным центром судебно-медицинской экспертизы, по согласованию с федеральным органом здравоохранения.

Трупы лиц, умерших от особо опасных (карантинных) инфекционных заболеваний, хранят изолированно от других трупов. Помещения морга после проведения судебно-медицинской экспертизы таких трупов подлежат обязательной дезинфекции.

Части расчлененных трупов должны быть маркированы и храниться в консервирующих жидкостях.

Одежда и обувь, доставленные в морг вместе с трупом, подлежит хранению в опечатанном металлическом шкафу при комнатной температуре в сухом виде в мешках с биркой.

Ценности, документы и другие предметы, доставленные с трупом или обнаруженные при его исследовании и могущие стать вещественными доказательствами, должны храниться в опечатанном металлическом шкафу или сейфе.

Обнаруженные при судебно-медицинской экспертизе трупа предметы, которые являются источниками интоксикации, радиоактивного
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
ivin
сообщение 3.09.2010 - 10:26
Сообщение #176


Новичок

Группа: СМЭ
Регистрация: 30.08.2010
Пользователь №: 22 704


Цитата(DEM @ 8.08.2006 - 22:33)
Наверно, мнение эксперта из города М. smile.gif будет несколько несоответствующим духу предыдущих постов и уж явно не отражающим "среднего" состояния СМЭ в стране. Однако, попробую изложить наши проблемы, которые мне кажутся близкими к "кризисным". Все - сугубо ИМХО.
1. Объем нагрузки на эксперта. В погоне за ставками (их еще и дают в желаемом количестве не всем!) врачи вынуждены вскрывать порой до 6-7 трупов в день. Вряд ли кого удивит сама цифра -на форуме есть и более трудоспособные, но при таком конвейере возможность пристально заниматься каждым случаем до мелочей - призрачна. А уж мацерировать косточки для лучшего рассмотрения краешков и отломков - вообще из области фантастики. Одна сторона проблемы - размер ставки, вторая - большое количество трупов, не имеющих никакого отношения к СМЭ, доставленных по инициативе ЛПУ вообще без участия правоохранительных органов. ( как я понял из материалов форуиа, второе - это сугубо местная проблема).
2. Большое количество дополнительных отделений и служб, дублирующих возможности нормально подготовленного СМЭ-танатолога - "децентрализация" экспертизы. Мне кажется, что принцип патологоанатомов "сам вскрыл - сам стекла смотри" был бы уместен и у нас. Однако ни возможности так работать, ни возможности дополнить образование - не предоставляется; а зачем, мол - есть гистоотделение! То же самое можно отнести к "физтеху" (МКО теперь), куда мы посылаем порой вышеупомянутые косточки, чтоб оттуда пришло заключение о виде предмета и механизме воздействия. "Физтех", правда, выполняет и такие вещи, которые широким кругам недоступны (например, антропометрию), но уж расчехлить старый МБС и начать самим, при необходимости, на нем смотреть переломы - на мой взгляд, целесообразно.
3. При нормальном (вроде бы) снабжении аппаратурой и материалами - ужасающее состояние помещений в половине моргов. В залах некоторых отделений работают летом - обливаясь потом, а зимой - в ватниках поверх халатов. Плюс проблемная сантехника, вентиляция и т.п. Да и сидеть в 8-метровых кабинетах вчетвером - явно не очень удобно...
Вот пока далеко не исчерпывающий список. Еще надумаю - дополню smile.gif

Цитата: "Объем нагрузки на эксперта. В погоне за ставками (их еще и дают в желаемом количестве не всем!) врачи вынуждены вскрывать порой до 6-7 трупов в день." Это подпольный бизнес. Поэтому о таком количестве вскрытых трупов нельзя говорить или писать. Если 3 и более заключений попадут в одно дело, все они реально могут быть признаны недопустимыми доказательствами по причине халтуры! Физически за рабочий день эксперт может вскрывать 2 трупа без ущерба для здоровья и дела. Читайте канд. диссертацию В.А. Попова, и связанные с ней публикации. deal1.gif
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Югросс
сообщение 3.09.2010 - 13:39
Сообщение #177


Знаток форума
Group Icon
Группа: СМЭ
Регистрация: 1.03.2010
Из: Юг России
Пользователь №: 20 320


За свою практику всего два раза исследовал по 7-мь трупов за день. Насчёт халтуры скажу- это как к работе относится и как всё организовано- у меня к окончанию всех исследований было 7 напечатанных протоколов. Но в любом случае, количество это не показатель качества работы и наверно не совсем правильный показатель штатного расписания. Были же раньше нормативы штатного расписания, исходящие из числа жителей....
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
роман хаа
сообщение 3.09.2010 - 14:10
Сообщение #178


Претендент

Группа: СМЭ
Регистрация: 30.06.2010
Пользователь №: 22 117


Состояние убогое как в районах, так и региональном центре. Раньше с платных услуг часть своих потребностей компенсировала, теперь их нет. В районах отделения арендуют морги у ЦРБ, а им даром не нужны СМЭ, местами темпертура в районных моргах зимой +11-+12. Не говорю уж о зарплате... Местному МЗ мы нужны только когда проходят акты служебных расследований по трупам прошедшим через нас. Ценной внутренних усилий помимо рук эксперта и его головы у нас имеют место поляризационная микроскопия, окраска суданом. А с введением новой системы оплаты и это будет исполняться директивно. Очень много патологоанатомических трупов - до 70%. Хочу обратить внимание коллег, что в разделе СМЭ новорожденных, плодов и детей раннего возраста в судебной медицине вообще полный застой. Проводяться ли где специализированные циклы на эту тему?

У нас число вскрытий достигало в 2004-2005 годах 500-600 за год на эксперта, сейчас скоратилось до 250-350-400. Естественно, что о качестве говорить не приходится.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Медик
сообщение 6.09.2010 - 00:43
Сообщение #179


Учитель
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 16.05.2010
Пользователь №: 21 553


Цитата(роман хаа @ 3.09.2010 - 14:10)
Очень много патологоанатомических трупов - до 70%.

Вы совмещаете в п/а?Откажитесь.Наверное Вас никто не заставляет.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием
Медик
сообщение 6.09.2010 - 01:03
Сообщение #180


Учитель
Group Icon
Группа: Модераторы
Регистрация: 16.05.2010
Пользователь №: 21 553


Цитата(Югросс @ 3.09.2010 - 13:39)
по 7-мь трупов за день.

В прошлом работая межрайонным смэ (4 района области) после Пасхи ,Нового года бывало и побольше.
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием

18 страниц V « < 10 11 12 13 14 > » 



- Обратная связь Сейчас: 28.11.2024 - 00:39