Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Форум судебных медиков России
>    >

Форум для обсуждения опубликованных в Архиве книг авторефератов диссертаций по судебной медицине. Темы создаются автоматически после добавления файла автореферата в архив.

 
 
>

Организационные и научно-методические принципы медико-криминалистической идентификации в условиях чрезвычайных ситуаций с массовыми жертвами, Щербаков Владимир Владимирович

>
вельзевул
сообщение 5.12.2008 - 23:03
Сообщение #1


Читатель

Группа: СМЭ
Регистрация: 11.02.2008
Пользователь №: 7 379


Организационные и научно-методические принципы медико-криминалистической идентификации в условиях чрезвычайных ситуаций с массовыми жертвами

Судебная медицина

Категория: Авторефераты диссертаций
Библиографическое описание:
Щербаков Владимир Владимирович
Аннотация:
Организационные и научно-методические принципы медико-криминалистической идентификации в условиях чрезвычайных ситуаций с массовыми человеческими жертвами. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, 14.00.24 – "Судебная медицина". - Москва, 2000 г.
Актуальность проблемы.
Актуальность разработки системы медико-криминалистической идентификации определяется существованием контингентов населения с профессионально и территориально предопределенным риском для жизни, осложнением криминогенной обстановки и возрастающей численностью ежегодно пропадающих без вести граждан Российской Федерации, а также опасностью возникновения природных и техногенных катастроф, локальных вооруженных конфликтов и террористических актов. Общеизвестно, что одним из главных последствий подобных происшествий является массовая гибель людей, что приводит к необходимости судебно-медицинского исследования их трупов с целью установления причины смерти, характера телесных повреждений и идентификации личности погибших (Ю.П. Ефимов, 1984, Е.С. Тучик, 1992). Однако выполнение этой работы в условиях с массовыми человеческими жертвами нередко бывает затруднено в связи с большим объемом работ, превосходящим возможности местных судебно-медицинских учреждений (Е.С. Тучик, 1992), и в связи с объемом повреждений на погибших, что затрудняет их опознание (Г.А. Пашинян с соавт., 1996, А.П. Чернышов с соавт., 1996). Так в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике поступление неопознанных погибших со значительными повреждениями, приведшими к утрате иднетификационно-значимых признаков, составило до 15% от общего числа погибших (Д.Г. Балдин с соавт., 1997). В работах В.В. Томилина, С.С. Абрамова (1999), В.В. Томилина, В.Н. Звягина, В.В. Щербакова (1996), В.В. Щербакова (1996, 1998, 1999), показан системный характер идентификационных задач вне зависимости от причин, приведших к массовой гибели жертв. При отсутствии системного подхода, включающего нормативно-правовые, организационные, научно-методические и технологические аспекты идентификации, рассчитывать на должную эффективность работы экспертов практически невозможно (В.О. Плаксин и В.А. Шапиро, 1989, Ю.И. Соседко, 1997, Endris R., 1982). Организационные и методические аспекты медико-криминалистической идентификации личности погибших во время чрезвычайных ситуаций, имевших исходом массовые человеческие жертвы, изучены недостаточно (Е.С. Тучик, 1992). Количество публикаций по данной проблеме ограничено, преобладают сообщения об опыте работы судебных медиков в ходе ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций (В.В. Лозовский, А.Н. Курышев, Ю.Г. Лановенко, 1974, В.П. Хоменок, 1976, Ludes B.B. c соавт., 1994, Hutt J.M. с соавт., 1995, Martin de la Heras с соавт., 1999). Из них видно, что деятельность судебно-медицинских экспертов в экстремальных условиях нередко носит импровизированный характер, что приводит, с одной стороны, к нерациональному использованию имеющихся ресурсов, а с другой – к недостаточной эффективности работы судебно-медицинских экспертов (Е.С. Тучик, 1992). В настоящее время в литературе имеются немногочисленные публикации, в которых делаются попытки разработать систему организационных и научно-методических принципов идентификации личности погибших в чрезвычайных ситуациях с массовыми человеческими жертвами (В.О. Плаксин, В.А. Шапиро, 1989, Г.П. Лаврентюк, 1997, Г.А. Пашинян, Е.С. Тучик, 1994). Основным недостатком этих работ следует признать обобщение в них опыта судебных медиков преимущественно в условиях чрезвычайных происшествий невоенного характера. Проблема разработки организационных принципов и методов идентификации личности в очаге военного конфликта практически не изучена, в связи с чем имеются лишь единичные публикации, посвященные этой проблеме (Ю.И. Соседко с соавт., 1997). В связи с вышеизложенным разработка системы организационных и научно-методических принципов идентификации личности погибших во время чрезвычайных ситуаций с массовыми человеческими жертвами является одной из наиболее актуальных проблем современной судебной медицины.
Цель исследования. Разработка научно-методической и организационной модели медико-криминалистических идентификационных исследований при чрезвычайных ситуациях с массовыми человеческими жертвами. Задачи исследования. Анализ эффективности использования рутинных методов медико-криминалистических идентификационных исследований в условиях массового поступления неопознанных погибших.
1) Анализ эффективности применения современных (компьютерных) методов медико-криминалистической идентификации личности в условиях массового поступления неопознанных погибших.
2) Анализ первичных документов, характеризующих особенности современного локального вооруженного конфликта в отношении теории и практики медико-криминалистической идентификации личности применительно к ситуациям с массовыми человеческими жертвами.
3) Разработка алгоритмов медико-криминалистической идентификации личности в условиях массового поступления погибших на основе интеграции применения рутинных и компьютерных методов исследования.
4) Разработка комплекса научно-методических и организационных принципов, обеспечивающих проведение идентификационных исследований при чрезвычайных ситуациях с массовыми человеческими жертвами, вне зависимости от причин их возникновения.
ВЫВОДЫ
1. Существующие в Российской Федерации научно-методические и организационные подходы к решению задач идентификации неопознанных погибших, разработанные применительно к условиям чрезвычайных ситуаций с массовыми человеческими жертвами гражданского характера, не учитывают особенностей современных локальных военных конфликтов, которые в судебно-медицинском отношении характеризуются не только массовостью события, но также динамикой предопределенностью поступления жертв, большим объемом повреждений, их выраженным полиморфизмом, определяемым сочетанным и комбинированным характером травм, приводящих к частичной или безвозвратной утрате идентифицирующих признаков.
2. На основе изучения эффективности использования рутинных и современных (компьютерных) методов медико - криминалистических исследований в условиях массового поступления погибших, а также анализа первичных документов, характеризующих особенности современного локального вооруженного конфликта в судебно-медицинском отношении, обоснованы научно-методические и организационные принципы и подходы к исполнению медико-криминалистической идентификации личности в условиях чрезвычайных ситуаций с массовыми человеческими жертвами вне зависимости от причин их возникновения.
3. Показано, что научно-методические и организационные принципы и подходы к решению задачи идентификации неопознанных лиц, погибших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций с массовыми человеческими жертвами, наиболее эффективно могут строиться на основе интеграции рутинных и компьютерных методов идентификационных исследований, широкого применения компьютерных технологий с использованием формализации признакового пространства, законов неформальной логики и дифференциации алгоритмов проведения медико-криминалистических экспертных работ.
4. На основе интеграции методов медико-криминалистической идентификации разработана модель медико - криминалистических экспертных работ, реализованная в экспертно-диагностической системе идентификации личности, включающая в себя структурообразующую и инфраструктурную составляющие:
- структурообразующие алгоритмы (медико-криминалистические исследования всех категорий неопознанных погибших с применением современных компьютерных технологий);
- инфраструктурные алгоритмы (сбор и систематизация идентифицируемой и идентифицирующей медико-криминалистической информации);
5. На основе анализа исследованного материала предложены алгоритмы медико-криминалистических работ с визуально опознаваемыми погибшими, включающие в себя: использование методики видеозаписей в процедурах субъективного опознания, обобщение дифференциально-диагностических признаков погибших при выделении категории военнослужащих и гражданских лиц, методику судебно-медицинской сортировки неопознанных погибших на категории пригодных, условно-пригодных и непригодных для визуального опознания, методику сбора анамнеза судебно-медицинского характера.
6. Предложены научно-методические принципы и алгоритмы идентификации личности условно-пригодных и непригодных для визуального опознания погибших, разработаны и применены наукоемкие методы медико-криминалистических исследований, предложен ведущий способ идентификации – сопоставление идентификационно - значимой информации в сопряженных базах данных с использованием ведущего критерия – меры близости в АМ – и РМ – базах данных, дифференцированной по нескольким степеням близости.
7. Предложена и обоснована модель превентивной медико-криминалистической регистрации контингентов населения с профессионально - предопределенным риском для жизни на основе признаков внешности, полной дактилоскопической информации (отображения гребешковой кожи пальцев рук, ладоней, пальцев ног, подошв) и сбора образцов крови для молекулярно-генетического исследования.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Анализ организационных и научно - методических подходов при решении идентификационных задач в России применительно к техногенным катастрофам и природным катаклизмам, а также анализ собственных исследований позволил предложить конкретные рекомендации, направленные, по нашему мнению, на совершенствование судебно-медицинской экспертной практики и упорядоченность идентификационных работ применительно к условиям чрезвычайных ситуаций с массовыми человеческими жертвами.
Наиболее значимыми практическими рекомендациями являются следующие:
1. Дополнить действующую технологическую систему медико-криминалистической идентификации в условиях чрезвычайных ситуаций с массовыми человеческими жертвами новыми методами идентификации, усовершенствовать используемые методы по результатам практической эксплуатации компьютерных технологий.
2. Рекомендовать к широкому применению в структурах МО РФ, МВД РФ, МЧС РФ и МЗ РФ разработанные и апробированные методы, алгоритмы идентификации личности погибших на основе принципов описанной в настоящем исследовании системы медико-криминалистических экспертных работ, имеющей выраженные характеристики научно-методической модели двойного назначения, применимой как по исходам локальных вооруженных конфликтов, так и последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов.
3. Расширить возможности идентификации личности неопознанных погибших за счёт предварительной медико-криминалистической регистрации идентификационно – значимой информации граждан, входящих в контингенты профессионально предопределенного риска для жизни, а именно:
- признаков внешности и других антропометрических характеристик военнослужащих;
- отображений папиллярных узоров ладоней, пальцев рук, подошв, пальцев ног;
- образцов крови для идентификации молекулярно-генетическими методами.
4. На основе описанной в настоящем исследовании принципиальной модели создать систему упреждающей медико-криминалистической регистрации и учёта граждан, входящих в контингенты профессионально предопределенного риска для жизни, при поступлении граждан на службу в силовые структуры или, в крайнем случае, при отправке контингентов в зоны реального риска для жизни и здоровья.
5. Система упреждающей медико-криминалистической регистрации и учета граждан, составляющих контингенты профессионально предопределенного риска для жизни, может быть частично реализована в рамках действующего законодательства и правового поля ведомств с КППР, в полном объеме - на основе качественно иной правовой базы, которой может служить законопроект «О медико-криминалистической регистрации и идентификации в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации».

Подробнее
Пользователь offline
К началу страницы
+Ответить с цитированием




- Обратная связь Сейчас: 27.11.2024 - 11:28